Вера Папкова (verapapkova) wrote in costume_history,
Вера Папкова
verapapkova
costume_history

Category:

Русский костюм. Живая традиция

Вчера в метро повезло наблюдать уникальное явление, о котором не могу вам не рассказать.

_IMG_2882.jpg

Целый ряд причин в нашей относительно древней и новейшей истории привели к тому, что традиция русского костюма в нашем повседневном обиходе отсутствует практически стерильно. (Кому интересно, в рассказе о моем платье на русскую тему Калинка-party мои соображения по этому поводу изложены очень подробно.)

Исчезновение чего-либо, редкий ли вид животного, растения, язык ли ставшего малочисленным народа или традиция костюма, всегда обедняет ноосферу, всегда печально, и потому не хочется в это верить. Так что я сейчас чувствую себя как ботаник, обнаруживший какой-нибудь вид дикой орхидеи, считавшийся давно утраченным, и хочу поделиться с вами этим прекрасным ощущением.

Смотрите, в чем уникальность ситуации. Любой аутентичный костюмный комплекс как таковой зафиксирован на определенный момент времени, в каком-то смысле он как муха в янтаре. А живая традиция - это как... живая муха, которая жужжит и летает, и от своей застывшей в янтаре праматери уже довольно существенно отличается, за миллионы лет, их разделяющие, под влиянием меняющихся условий с ней произошли всякие изменения, но она продолжает оставаться прямым потомком и продолжением той древней мухи.

Не знаю, насколько стихийно, а в какой степени осознанно эта русская красавица использует в своем луке мотивы и знаковые детали русского костюма, думаю, что скорее стихийно. Но этих мотивов немало, от архаичных допетровских и даже еще более ранних до относящихся к периоду русской промышленной революции.

Каждая из деталей в отдельности не сработает как маркер русской традиции, и в этом вся красота ситуации - здесь нет и намека на костюмирование, никаких кокошников, лаптей и прочего косплея. Смысл в том, какие вещи выбраны из нейтрального ассортимента масс-маркета и каким образом они скомплектованы.

Сапожки из мягкой кожи на невысоком каблучке со слегка заостренными носами как будто бы вполне нейтральны.
Но, в отличие от кроссовок, шпилек, резиновых сапог, ботинок и других разновидностей сегодняшней обуви, они вполне вписались бы в допетровскую тему.

_Без имени-1.jpg

Юбка актуальной длины сама по себе тоже, казалось бы, нейтральна. Но обратите внимание на ее ткань, современными средствами имитирующую фактурную парчу с небольшими даже вкраплениями серебра, т.е. люрекса (его не видно на моем кустарном фото, но он там есть), что тоже работает на допетровский контекст.

_Без имени-2.jpg

Форма серег, как будто бы не навязывая исторических ассоциаций напрямую, в контексте отсылает нас совсем в архаику, напоминая даже о височных кольцах.
Павловопосадский платок появился существенно позже, но немедленно и органично вписался в русский костюм позднейшего времени.
Роскошная коса до пояса - сегодня не самая распространенная среди взрослых женщин прическа тоже однозначно в контексте.
И, конечно, меха, что может быть более русским. Фото было сделано 23 апреля, в Москве было +12, т.е. наличие этой меховой детали - даже не воротника, а, скорее, чего-то вроде пелерины - не обусловлено практической необходимостью, но окончательно собирает и выявляет русскую тему лука.

_Без имени-3.jpg

Все это в целом и дает нам сегодняшнюю вариацию на русскую тему без прямых цитат и реконструкторства.

ряб4.jpg

Я чуть не проехала свою станцию, любуясь, настолько меня заворожило это зрелище и порадовало это свидетельство, что, хоть и закатанная в асфальт современности, традиция русского костюма жива и пробивается через него, как травка.

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments