Костюм шамана в Этнографическом музее
Оригинал взят у
verapapkova в Костюм шамана в Этнографическом музее
Я обязательно напишу о разнообразных головных уборах разных народов, которые можно увидеть в Этнографическом музее. Но этот головной убор шамана мне хочется показать вам отдельно.

Обратите внимание, какое остроумное решение - собственное лицо человека скрыто за полосками ткани и как бы заменяется лицом духа, выполненным в технике аппликации. Красиво, да? И, как мне кажется, более функционально, чем маска, которая обычно используется, если нужно скрыть свое лицо и заменить его другим.
Вот весь его костюм целиком. Очень интересно было бы узнать - это рабочая одежда, т.е. надевалась во время совершения им всяких шаманских действий, или он вообще всегда так ходил?

Вполне возможно, что так и ходил, ну, может быть, головной убор с лицом духа надевал только по надобности. А так, рассматривая этот костюм, я не увидела ничего, что помешало бы носить его постоянно.
Обратите внимание на декор его обуви, имитирующий птичьи лапки! Это настолько прекрасно, что я решила показать вам отдельно, не в общем рассказе про обувь в Этнографическом музее.

Очевидно, что тотемом этого шамана была какая-то птица. Видите, у него и лапки птичьи, и лоскутки, которыми покрыта вся одежда, имитируют перья, и на головном уборе перья самые настоящие. Мне показалось, что это не какая-то, а вполне определенная птица - ворон Кутх, с которым я немного знакома. Но это из области непроверяемого, так что нет смысла рассуждать, он это или не он. Птица - точно.
Кстати, мамы детей садовского и младшего школьного возраста! Обратите внимание на гениально простое решение образа. Требует минимум затрат и умений, а позволяет такими скупыми дешевыми средствами создать такой выразительный костюм птицы. Зима - со всякими костюмированными новогодними мероприятиями - близко.
Матчасть шамана, кроме костюма, включает еще кое-какой инвентарь. Самый верхний объект - изображение духа-охранителя.

Вот это квадратно-решетчатое приспособление - ложка для кормления духов. А под ней, вот эти веселенькие - это и есть духи предков, покровители рода.

Главный рабочий инструмент шамана, его транспортное средство и средство связи - это бубен. Как видите, этот бубен небольшой, его можно назвать почти миниатюрным, в отличие от тех больших бубнов, о которых я слышала от знающего человека.

Здесь для увеличения магиеемкости пошли другим путем. Присмотритесь, вы видите духа, который непосредственно живет там внутри? Мне жаль, что из-за бликующих со всех сторон стекол витрин его невозможно сфотографировать лучше. Но можете поверить мне на слово - магиеемкость этого предмета такова, что даже сквозь витринное стекло заставляет остерегаться.
Вообще магии в Этнографическом полно. Чуть ли не в каждой витрине она присутствует, то в зашифрованном виде, в узорах вышивок, например, то в явном, в виде предметов магического назначения. Хоть и не магия была на этот раз объектом моего интереса, но кое-что все-таки смогу вам показать - напишу про это отдельно.

Обратите внимание, какое остроумное решение - собственное лицо человека скрыто за полосками ткани и как бы заменяется лицом духа, выполненным в технике аппликации. Красиво, да? И, как мне кажется, более функционально, чем маска, которая обычно используется, если нужно скрыть свое лицо и заменить его другим.
Вот весь его костюм целиком. Очень интересно было бы узнать - это рабочая одежда, т.е. надевалась во время совершения им всяких шаманских действий, или он вообще всегда так ходил?

Вполне возможно, что так и ходил, ну, может быть, головной убор с лицом духа надевал только по надобности. А так, рассматривая этот костюм, я не увидела ничего, что помешало бы носить его постоянно.
Обратите внимание на декор его обуви, имитирующий птичьи лапки! Это настолько прекрасно, что я решила показать вам отдельно, не в общем рассказе про обувь в Этнографическом музее.

Очевидно, что тотемом этого шамана была какая-то птица. Видите, у него и лапки птичьи, и лоскутки, которыми покрыта вся одежда, имитируют перья, и на головном уборе перья самые настоящие. Мне показалось, что это не какая-то, а вполне определенная птица - ворон Кутх, с которым я немного знакома. Но это из области непроверяемого, так что нет смысла рассуждать, он это или не он. Птица - точно.
Кстати, мамы детей садовского и младшего школьного возраста! Обратите внимание на гениально простое решение образа. Требует минимум затрат и умений, а позволяет такими скупыми дешевыми средствами создать такой выразительный костюм птицы. Зима - со всякими костюмированными новогодними мероприятиями - близко.
Матчасть шамана, кроме костюма, включает еще кое-какой инвентарь. Самый верхний объект - изображение духа-охранителя.

Вот это квадратно-решетчатое приспособление - ложка для кормления духов. А под ней, вот эти веселенькие - это и есть духи предков, покровители рода.

Главный рабочий инструмент шамана, его транспортное средство и средство связи - это бубен. Как видите, этот бубен небольшой, его можно назвать почти миниатюрным, в отличие от тех больших бубнов, о которых я слышала от знающего человека.

Здесь для увеличения магиеемкости пошли другим путем. Присмотритесь, вы видите духа, который непосредственно живет там внутри? Мне жаль, что из-за бликующих со всех сторон стекол витрин его невозможно сфотографировать лучше. Но можете поверить мне на слово - магиеемкость этого предмета такова, что даже сквозь витринное стекло заставляет остерегаться.
Вообще магии в Этнографическом полно. Чуть ли не в каждой витрине она присутствует, то в зашифрованном виде, в узорах вышивок, например, то в явном, в виде предметов магического назначения. Хоть и не магия была на этот раз объектом моего интереса, но кое-что все-таки смогу вам показать - напишу про это отдельно.
Российский Этнографический музей в Санкт-Петербурге.
Обожаю этого шамана! А на обувь никогда не обращала внимание, спасибо, что показали, она крутая :)