доспехи на портретах 16 - 17 веков.
после детализированных нарядов королевы елизаветы, справедливо обратить внимание и на мужские костюмы той эпохи.
здесь - решила сосредоточиться на портретах с изображением такого вида чисто мужской одежды, который был принят в те времена, и совершенно ныне ушел в прошлое – как доспехи.
в ролике собраны мужские портреты 16 – 17 веков, общего у которых только то, что все изображенные на них лица позировали в одежде из стали.
портреты - это не фотографии, и манера художника накладывает отпечаток на степень детализации, но все-таки доспехи, показанные на этих портретах отличаются, на мой взгляд от тех, которые можно увидеть в музейных залах.
прежде всего – в большинстве своем, это очень дорогие предметы, сделанные на заказ. кроме того – на портретах они новые. и выглядят именно так, как их видели современники.
старинные доспехи в полном виде, даже и самые скромные - сохранились в очень малых количествах и стоят сегодня соразмерно своей редкости.
уже в 19 веке на них был большой спрос среди романтически настроенных толстосумов - и на всех их не хватало. начиная с того периода производятся копии старинных доспехов, часто весьма высокого качества. но... это все не то)
так что на портретах мы имеем удовольствие созерцать совершенно уникальные и уже навсегда утраченные шедевры мастерства европейских оружейников эпохи возрождения и начала нового времени.
в самих доспехах я совершенно не разбираюсь.
меня привлекают они в данном случае – как последний след рыцарства, который еще можно распознать на картинах 16 – 17 веков. лица изображенных еще мужественны и несмотря на щеголеватость и декоративность продемонстрированных одеяний – вполне с ними гармонируют.
на портретах , к примеру, 18 века, эта гармония утрачена – женообразные, напомаженные, напудренные герои с пухлыми щечками странно смотрятся в железных латах. да и сами латы присутствуют на изображениях уже в урезанном и символическом виде.
здесь же все писалось с натуры, и показывает реальное искусство оружейников той эпохи.
доспехи в рассматриваемый период, как я почерпнула из недр интернета, можно разделить на несколько групп.
- боевые
- турнирные
- парадные
как деталь боевого снаряжения они были востребованы в те времена, когда войны велись с применением холодного оружия. соответственно, как раз примерно с 14 века, по мере распространения оружия огнестрельного – постепенно теряют свою актуальность. к середине 18 века они исчезают из обмундирования европейских армий. (оставшись, как атавизм, лишь в некоторых видах кавалерии - напримар - у французских кирасир).
в 19 веке, как ни странно, они вернулись - в качестве церемониальной одежды. в боевых условиях их использовали во время гражданской войны в сша.
в годы первой мировой - некоторые подразделения немецкой армии снаряжались нательной броней и усиленными касками. вообще - каски военных в 20 веке - последний привет от средневековых доспехов.
в стародавние рыцарские времена, в приукрашенном виде боевые доспехи использовались и как турнирные. о парадных тогда никто не слышал)
турнирные доспехи – были особенно популярны в 15 – 16 веках, на закате рыцарства. они были, как понятно из названия, чем то вроде спортивной формы и для боя совершенно непригодными.
внутри они еще более узкоспециализированно делились на доспехи для конных турниров и доспехи для пеших турниров.
парадные доспехи – предназначались для представительских целей. пик их расцвета – 16 век. они были как правило богато украшены и ни на войну ни на турнир одевать их никому в здравом уме и в голову бы не пришло – это была чистая декорация. но стоили они – дороже всех остальных – и вообще были очень дорогими.
как подвид парадного доспеха в 16 веке появляется доспех костюмный – имитирующий одеяния 16 века, или даже античные, что было модно. стоимость здесь была и вовсе фантастической. главная цель такого доспеха – произвести впечатление на окружающих – чтобы глянули – и в обморок попадали от зависти и восторга. если уж денег у владельца было совершенно некуда девать, и находился подходящий мастер, способный на такую работу (что тоже было редкостью) – костюмный доспех мог быть изготовлен так, что обеспечивал реальную защиту на турнире. но позволить себе подобное могли единицы.
и, наконец, существовали так называемые доспешные гарнитуры. это когда один мастер, в одном стиле, для конкретного человека изготавливал доспехи с заменяемыми составными частями, благодаря чему комплект, при некоторых предусмотренных изменениях годился, что называется – и в пир и в мир… тоже – не конвейерной выделки была вещь…
внутри все эти виды делились на множество внутренних стилей и подвидов, но это уже тема не моя.
все представленные в ролике портреты, по моему скромному разумению, относятся к категории парадных. штучно изготавливавшихся под конкретного заказчика, который, собственно, в них и щеголяет на холсте.
и только оливер кромвель изображен в скромном боевом облачении...
в истории моды я не спец - во временной последовательности написания портретов могла промахнуться - но, надеюсь - не на много)
в музыкальном сопровождении использовались произведения стефано ланди - который был известен в основном как оперный композитор и новатор.
музыку выбрала именно эту поскольку она мне понравилась.
на мой взгляд - она неизбито представляет в целом музыку конца 16 - начала 17 века, т.е. она подходит и по времени, кроме того - она лирична. военный марш к доспехам - очень концентрированно. особенно к парадным)
А что касается темы - так против сабли, палаша или пики кираса очень эффективный доспех, в особенности когда ее тяжесть таскают чужие ноги. А сабли и пики и в первую мировую успешно применялись кавалерией.
Но это конечно предельный случай. А в более ранний период кавалерия была важным родом войск, соответственно и элементы доспеха ею использовались штатно.
Edited at 2015-07-24 12:54 pm (UTC)