Эльвен (cyara) wrote in costume_history,
Эльвен
cyara
costume_history

Category:

Вы поедете на бал?..

...или как выбрать костюм для карнавала в 19 веке.

Маргарита Валуа
Бал-Валуа

Оказывается существовали целые пособия с рекомендациями по выбору образа и костюма. Одно из них, написанное некой Арден Хольт (Arden Holt), было издано в Лондоне в 1887 году. О нем и расскажу.
Данное руководство (Fancy dresses described or what to wear at fancy balls) предупреждает своих читателей о самых печальных огрехах при выборе исторического костюма, а также предлагает подборку наиболее подходящих персонажей на все случаи жизни: для брюнеток и для блондинок, для женщин в возрасте и для молодых девушек-, в общих чертах перечисляет список наиболее ходовых мужских костюмов и их характерные черты, а также персонажей, подходящих для «семейного» использовании: например роли для мужа и жены или сестер, решивших появиться вместе. Отдельно указаны наиболее популярные герои тематических балов, в том числе исторических. Общие рекомендации приведены относительно выбора танцев, украшения зала и одежды прислуги, правил этикета и манеры поведения.


Так для брюнеток подходящими считаются костюмы Африки, Азии, Британии, Ирландии, Земли, Осени, Огня, Пчелы, Друидессы, девушки из Сарагосы, невесты из Абидоса, Розы Кастилии, жены лесоруба, Мавританки, Испанки, Итальянки, Гречанки, крестьянки из Коннахта, Египтянки, Индианки, Дианы, Клеопатры, Эсмеральды, Кармен, Фенеллы (полагаю из оперы «Немая из Портичи» или «Фенелла», история которой в целом подобна «Жизели»), разного рода цыганок, арабские и восточные костюмы.

Блондинкам советуют выбирать такие костюмы как День, Роса, Воздух, Лунный Свет, Радуга, Сумерки, Снежная буря, Арктическая дева, Аврора., Титания, Флора, Фея, Фэйри, Нимфа, Наяда, Офелия, Маргарита (из «Фауста»), Ровена, Сабрина, Габриэль д`Эсте, Датская крестьянка, Польская крестьянка, Швейцарка, Норвежские костюмы.

Для пожилых дам выбор не так велик: руководство предлагает в качестве примера костюмы Ночи, Пуританки, Колдуньи, Матушки Гусыни, Матушки Креветки, также в списке часто встречаются литературные персонажи и исторические: костюмы в стиле ванн Дейка, Дж. Рейнольдса и Т. Гейнсборо, Герцогини Орлеанской, жена викария из Уэйкфилда и миссис Примароза.

Прелестным показался список парных костюмов для сестер, где встречается как вполне ожидаемые персонажи: две сестры Золушки, Сестры Корделии, Брунгильда и Кримхильда, Розы Йорка и Ланкастера, аллегории Музыки и Рисования, так и более неожиданные варианты: Яблочный и Грушевый цвет, Соверен и Шиллинг, Соленая и Свежая вода, , Апельсин и Лимон, Аврора и Час, Черкесская княжна и рабыня, Попугайчики-неразлучники.

Для мужа и жены парными могли быть костюмы Джека и Джил, Петуха и Курицы, Короля и Королевы, Мага и Колдуньи, Ночи и Дня.

Среди наиболее популярных исторических костюмов автор перечисляетследующих персонажей: королева Анна, Анна Болейн, Катерина Арагонская, Екатерина Ховард, Катерина Парр, Екатерина Медичи, Карл I и его семья, Мадам Елизавета, Елизавета Английская, Елизавета Йоркская,., принцесса Ламбаль, Маргарита Валуа, Мария-Антуанетта, Мария Стюарт, а также костюмы в стиле Джеймса II, Людовика XIII, Людовика XIV, Людовика XV, Людовика XVI. Хотя персонажи средневековой истории практически не упоминаются в общей статье-введении, в рекомендациях, как избежать неточностей в костюме, Арден Хольт обращает внимание читательниц на то, что пудра в Англии появилась только в правление Джеймса 1, а высокие каблуки были неизвестны до правления королевы Елизаветы 1. Отдельно рассматривается вопрос, связанный с перчатками, т.к. танцевать без перчаток крайне неудобно. Перчатки желательно выбирать в соответствии с костюмом. Так к крестьянскому костюму более всего подойдут митенки, а если все же надеты именно перчатки, то они должны быть как можно менее заметны. Для «пудреных» костюмов как нельзя более подойдут длинные митенки или длинные вышитые перчатки. Вообще надо отметить, что перчатки появляются в X или XI веках, а широкое распространение получают не раньше XIV. Так что перед "Брунгильдой" стоит вопрос: танцевать ли в нарушение этикета и жертвуя собственным комфортом без перчаток, в угоду исторической правде, или же разрушить достоверность образа наличием перчаток.

Чтобы не быть голословной - картинки в студию. Подборка исторических персонажей.

bal3

corday

бал2

bal4

bal5


И также карнавальные платья из коллекции Метрополитан музея, воплощенные в материале:

Карнавальное платье из собрания Metropolitan museum, Франция. 1890 гг.

MM-1890-09-Fr
49.3.1a–c_d


Карнавальное платье из собрания Metropolitan museum, США. 1890 гг.
fd-1890-usa-ren
CI55.1.9ab_B

Карнавальное платье из собрания Metropolitan museum, модный дом P. Poiret 1900-1940 гг.

MM-1900-44-PPoiret
CI51.52.1_B
CI51.52.1_label


Карнавальное платье из собрания Metropolitan museum, модный дом P. Poiret 1900-1940 гг.

MM-PPoiret-FD
CI51.48.1ab_B
CI51.48.1b_F
CI51.48.1b_S

Карнавальное платье из собрания Metropolitan museum, 1890, США

И также карнавальные платья из коллекции Метрополитан музея.
MM-1890-fd-usa


Карнавальное платье из собрания Metropolitan museum, 1890, Франция

MM-1890-FR

MM-1890-fr2

Tags: 19 век, 20 век, карнавальный костюм
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments