maa13 (maa13) wrote in costume_history,
maa13
maa13
costume_history

Categories:

Платья эпохи турнюра

Сделал небольшой видеоролик с платьями эпохи турнюра.






Если честно, то меня, человека малосведущего в области моды легкие прямые линии эпохи ампира притягивают больше, чем что-либо еще, но зато кринолин впечатляет своей тяжестью и замкнутостью, а турнюр же немного раздражает своими выпуклостями. Ну, ей богу, зачем такие диспропорции!

Однако, в глубине моего дилетантского сознания постоянно трепещется вопрос: откуда и почему вдруг в середине 19 века, когда, говоря канцелярским историческим языком, процессы демократизации набирали силу, когда из закоулков социальной жизни выплывали "простецы", одетые в лохмотья, маргиналы с уродливыми лицами, порочными биографиями, необыкновенными страстями и нестерпимой жаждой жизни, так вот, почему, зачем в это же время женское тело окружают непробиваемым кринолином, а сзади навешивают выпирающую раздутую задницу?

Если кринолин вышел из моды к началу 70-х годов, то турнюр в различных модификациях можно наблюдать вплоть до начала 20 века, но полностью вся эта эпоха ушла в небытие только после Первой мировой войны, когда платья и прически стали короче. Но это уже совсем другой мир.
Удивительно и непонятно все это.

Далее я не знаю, если модератор посчитает последующее лишним для данного сообщества, то можно убрать.

С другой стороны, засунули женское тело в кринолиновый панцирь, и в это же время за бронированными стенами из плотной материи вдруг обнаружилось женское тело. Тело-обманщик. Тело-симулянт. Патологическое тело-симулянт. Истеричное женское тело.

"Жизнь истеричек представляет собой непрерывный обман. Они принимают жалобный и покорный вид, им удается считаться святыми, тогда как втайне они предаются самым постыдным занятиям и, будучи наедине со своими супругами и детьми, устраивают им жестокие сцены, сквернословят и говорят самые непристойные вещи" – писал один специалист по клинической психиатрии в 1890 году [цитируется по: Фуко _ Психиатрическая власть]

О происхождении этого странного явления (сейчас, как известно, такого психиатрического заболевания не существует) можно рассуждать долго.
Из полемики вокруг истерии, как известно, вырос психоанализ.
Со временем, не без помощи психоанализа встал вопрос: а есть ли такое заболевание как истерия?
Сейчас истерию приводят в качестве примера психиатрического насилия, насилия при помощи знания, насилия с указанием на научную истину и так далее.

Фуко считал, что проблема истерии не сводится к мелкой научной ошибке или эпистемологическому тупику, в который попали большие ученые дяденьки-врачи в конце 19 века, нет, здесь совсем не познавательные перипетии, не разрушение парадигмы после накопления критического числа фактов, а "великое восстание симулянтов"  против психиатрической власти, попытка при помощи симуляции "исподволь, силой поднять вопрос об истине перед психиатрической властью, стремящейся навязать им исключительную реальность" [Фуко _ Психиатрическая власть].

С другой стороны, опять же благодаря психоанализу, из истеричного тела выросло сексуальное тело.
Фуко считает, что это связано с определенной стратегией сопротивления истеричек власти психиатра, то есть, если кратко и упрощенно, то оказавшись в полной власти врача, женщины начали рассказывать свою жизнь, полную сексуальных драм и забот, дабы таким образом поставить врача в тупик, разочаровать его, умалить его власть и заставить замолчать, ибо в те времена говорить о сексуальности, да еще в качестве причины болезни было практически невозможно, пока Фрейд не решился на это.

Это своеобразная месть истеричной женщины, женщины загнанной в покорность и беспомощность под зорким, холодным и жестоким взглядом мужчины-врача. Насквозь видимая, прозрачная женщина как бы говорит: "Ты имеешь право глядеть на меня – так вот гляди, но я буду показывать и говорить то, что заставит тебя отвести взгляд, почувствовать дискомфорт, превратиться в неудобное положение и т.п.".

"…Эту сексуальную вакханалию следует расценивать как контрманевр, которым истерички отвечают на назначение травмы: ты можешь найти причину моих симптомов, которая позволит тебе патологизировать их и функционировать в качестве врача; ты хочешь этой травмы — ну что ж, ты получишь всю мою жизнь и не сможешь помешать мне рассказывать тебе мою жизнь, вновь повторять мою жизнь жестами и без конца реактуализировать ее во время припадков!

Эта сексуальность — не уклоняющийся от дешифровки остаток, но триумфальный крик истерички, ее решающий маневр, с помощью которого она берет верх над неврологом и заставляет того замолчать: если ты так хочешь симптома, функционального выражения; если ты хочешь сделать свой гипноз естественным, если каждой командой, которую ты мне даешь ты стремишься вызвать симптомы позволяющие считать их естественными; если с моей помощью ты рассчитываешь разоблачить симулянтов — что ж тебе придется видеть и слышать то что мне хочется говорить и делать!
"

Но парадоксальным образом это спонтанное, не рационализированное сопротивление женщины-истерички приводит к более внимательному вглядыванию в сексуальность со стороны Фрейда и психоанализа, к "открытию" сексуальности как первопричины всего специфично человеческого: социальных установлений, культуры и тому подобного.

Так истерички возбудили интерес к сексуальности и Фуко заканчивает свой курс лекций словами:
 
"…Истерички к их величайшему удовольствию, но, несомненно, к нашему величайшему несчастью открыли медицине доступ к сексуальности"
[Фуко _ Психиатрическая власть]

Обратим внимание, что этот выход на сексуальность через истеричность предполагает больше случайного, чем закономерного, хотя здесь можно и поспорить, ибо интерес к человеческому телу, телу-производителю, здоровому телу-производителю, здоровому и честному телу-производителю как раз ожидаем в тот период бурного роста промышленности. 

Производству нужен здоровый, открытый, прозрачный и честный работник, а не какой-то мерцающий темными страстями, полузатаенный, увязший в иррациональных переживаниях бестолковый субъект.
"Тело выйди из тени! Внутренний мир (сознательный и бессознательный) стань видимым! Нам это надо – мы хотим знать, чтобы извлекать из тела и психики максимум прибыли!" – говорит власть, говорит рынок, говорит бюрократия, говорит государство, говорят либералы и патриоты всех мастей и оттенков, и вкупе с ними говорят философы, психологи, социологи, интеллигенция и прочее и так далее, так далее.

P.S. Вдруг вспомнил, что у Джона Фаулза в "Подруге французского лейтенанта" есть небольшая главка посвященная проблеме истерии, в которой, среди прочего, приводится документ с описанием примеров истеричного поведения женщин и девушек.
Я подумал, что было бы неплохо вставить этот отрывок из романа в пост, в качестве дополнения, для наглядности и конкретизации вышеизложенного, если кто вдруг подзабыл или не достаточно ясно представляет себе суть данной проблемы в тот период:

"Профессор  Герхольдт  из  Копенгагена  знал  одну   привлекательную   и образованную молодую девушку из состоятельной семьи.  Подобно  многим  своим коллегам, он был совершенно ею обманут. В течение многих лет она  обманывала всех  с  величайшей  ловкостью  и  упорством.  Она  даже   подвергала   себя жесточайшим пыткам. Она втыкала сотни иголок в различные части своего  тела, а когда начиналось воспаление или нагноение, требовала, чтобы  их  вырезали. Она отказывалась  мочиться,  и  каждое  утро  ей  удаляли  мочу  посредством
катетера. Она сама впускала себе в мочевой пузырь  воздух,  который  выходил при введении этого  инструмента.  В  течение  полутора  лет  она  ничего  не говорила, не двигалась и отказывалась принимать пищу,  симулировала  спазмы, обмороки и так далее. Прежде  чем  ее  уловки  были  разоблачены,  множество знаменитых врачей, в том числе из-за границы, обследовали ее и ужасались при виде подобных страданий. История ее мучений была описана во всех газетах,  и никто не сомневался в подлинности ее болезни. Наконец  в  1826  году  истина была обнаружена. Единственным мотивом этой ловкой мошенницы  (cette  adroite trompeuse) было желание стать предметом  восхищения  и  изумления  мужчин  и одурачить наиболее ученых, знаменитых и проницательных из них. Историю этого случая,  столь  важного  с  психологической  точки  зрения,  можно  найти  всочинении Герхольдта "Заметки о болезни Рахель Герц между 1807 и 1826 гг.".

     В Люнебурге мать и дочь, желая привлечь к себе сочувствие  с  корыстной целью, замыслили махинацию, которую и осуществляли до конца с  поразительной решимостью. Дочь жаловалась на невыносимую боль  в  одной  груди,  рыдала  и причитала, прибегала к помощи врачей и испробовала  все  их  снадобья.  Боль продолжалась; заподозрили рак. Она сама без колебаний  потребовала  отрезать ей грудь, которая оказалась совершенно здоровой. Через несколько лет,  когда сочувствие к ней ослабло, она вновь сыграла ту же роль.  Вторая  грудь  была тоже удалена и найдена такой же здоровой, как  и  первая.  Когда  сочувствие вновь начало угасать, она стала жаловаться на боль в руке. Она хотела, чтобы ее тоже ампутировали. Однако возникли подозрения. Ее отправили  в  больницу, обвинили в притворстве и в конце концов заключили в тюрьму.

     Лентин в своем "Дополнении к практической  медицине"  (Ганновер,  1798) приводит следующий случай, свидетелем которого был он сам. У  одной  молодой девушки после надреза мочевого пузыря  и  его  шейки  на  протяжении  десяти месяцев было извлечено щипцами не более и не менее как сто четыре камня. Эти камни она сама вводила себе в мочевой  пузырь,  хотя  многократные  операции вызывали у нее большую потерю крови и  жесточайшие  боли.  До  этого  у  нее бывали рвоты, конвульсии и бурные симптомы  различного  рода.  Все  это  она
проделывала с необычайным искусством.

     После  таких  примеров,  число  которых  легко  умножить,  кто   станет утверждать, что какая-либо  девушка,  стремясь  достичь  желаемой  цели,  не способна причинить себе боль?
"

Без труда можно определить, что дело не в телесных и психических патологиях, а в деформированный и -несносных социальных установлениях.


Tags: 1860, 1870, 1880, 1890, видео, турнюр
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments