Jane (miss_candell) wrote in costume_history,
Jane
miss_candell
costume_history

Category:

Англия. Ампир.

Уважаемые сообщники, мне хотелось бы поделиться с вами своими постами по истории ампирной моды. Вот один из них, рассказывающий про устройство и особенности кроя ампирного лифа. Также в моем журнале вы можете прочитать про ампирную обувь , белье , а также про мужскую одежду и проч. 
Оригинал взят у miss_candell в Empire dress-2
Продолжим серию постов про ампирные платья (думаю, будет как минимум еще один пост, потому что в этот все не уместится).  Вам все еще кажется, что ампирное платьице - простенькое? Так вот, вы глубоко ошибаетесь, потому что его устройство могло быть очень хитроумным!

31243791134433361_vf8rk1iF_f
1798

Но для начала немного общей информации.
В начале XIX в. вертикальность силуэта подчеркивалась завышенной талией, в результате чего создавалась непропорционально длинная юбка, которая могла быть узкой, ниспадавшей широкими складками или же в форме достаточно жесткой «трубы», в то время как горизонтальные линии и треугольность силуэта всячески избегались. Аксессуары, такие, как шарфы, узкие и свисают вертикально, а рукава (если они были) делают прилегающими.
В то же время классический принцип, что платье должно подчеркивать красоту тела, неукоснительно соблюдается. Отсюда малое количество нижнего белья (уж по сравнению с кринолинной эпохой-то уж точно!), предпочтение  отдается тонким, полупросвечивающим материалам.

Согласно свидетельствам 1818 года, носить простые муслиновые платья могла позволить себе практически любая женщина, в отличие от дорогих шелковых. Даже дочери фермеров ходили в белых чулках и принимали гостей в элегантных муслиновых платьях, а служанки отказывались носить патены и пользовались зонтиками. Черные чулки можно было встретить разве что в богадельнях.

Под катом - много всего интересного, в частности, хитроумнейшее устройство ампирного платья и множество картинок.

Необходимо также добавить, что в начале рассматриваемого периода была тенденция к оголению. Поначалу традиции греческого костюма, дошедшие до Англии, шокировали ее скромных обитательниц; они считали неприличным появляться в таком виде при джентльменах. Впрочем, вскоре их сомнения были отброшены, и многие стали появляться в публичных местах в нарядах, полностью копирующих модные журналы.

Иногда оголялась значительная часть спины или груди, чьи очертания всегда были подчеркнуты как за счет ее высокого положения так и за счет тончайших тканей. Руки, даже днем, частенько были оголены до плеч. С другой стороны, ноги всегда оставались скрытыми, но их очертания были обозначены благодаря льнущим тканям (и почему я сразу подумала об антистатиках?)).

Эффект «классической статуи», столь любимый в начале века, подчеркивался белизной муслина. Таким образом достигалась схожесть с мрамором. Именно это, а также высокая цена на шелка во время войны, объясняет большое количество белых платьев среди тех, которые сохранились до наших дней.

Общее впечатление от женского наряда можно описать словосочетанием «изысканная простота», целью которой было создание прозрачной вуали, прикрывающей тело,  и в то же время открывающей все то, что было скрыто.

Предположение, что такой стиль, предлагавший естественность, был реакцией на искусственную моду, царившую прежде, на самом деле неверно, потому что ампир тоже был неестественным и искусственным! Но разве может быть иным женское платье?

В отличие от платьев, разновидностей головных уборов в то время было огромное множество. В первое десятилетие XIX в. женщина не могла считаться модно одетой, если дважды появлялась на публике в одной и той же шляпке. Разнообразие шляпок просто поражает! Почти все шляпки более позднего времени имеют прототипы именно начала XIX в. Головные уборы были всех размеров и форм. Более того, они могли сказать многое о владелице. Это было время, когда внимание притягивалось к лицу.

Хотя наполеоновские войны продолжались до 1814 года, не будем забывать о том, что невероятное нервное напряжение, царившее в обществе, было во многом снято после Трафальгарской битвы (1805) и Пиренейского прорыва (1809-10). Психологическое ощущение страха прошло и внутренние готические импульсы, доселе скрытые, начали восстанавливать свои позиции. Варианты отделки готического характера стали широко применяться к платьям, все еще классическим по форме. Подол обшивался узкими воланами с зубчиками или фестонами. Узкие пояса превращаются в расшитые кушаки, мраморно белый муслин становится более теплым благодаря цветной нижней рубашке, его поверхность украшается полосами вышивки, цветным рисунком, декоративными пуговицами, Brandeburgs («Орнамент из тесьмы с петлями для застегивания одежды» - Новый большой англо-русский словарь. 2001).
1817
1817
Рукава иногда шьются из другого материала. Готическая треугольная форма сначала вводится как часть вандейкового стиля, а с 1807 года становится все более явной и закрепляется. В итоге вместо мраморной статуи мы имеем цветную яркую картинку, в которой детали играют более существенную роль, чем целое.
1818-1820
1818-1820
1815
1815

А дальше начинается самое интересное и самое ужасное. Типы ампирных лифов.
К концу эпохи все больше внимания уделяется лифу платья. Линия плеча и рукав расширяются, лиф сужается, в то время как ширина юбки увеличивается. Классическая форма становится готической. В течение всей эпохи мы видим эту трансформацию одного стиля в другой.
Итак, в ампирный период носили следующие типы платьев:

1. Платье-туника. В основном вечернее. Состояло из нижнего платья, которое могло быть прямым или со шлейфом, поверх которого надевалась туника, свободно свисающая с плеч и расширяющаяся либо от линии под грудью либо от лодыжек. Короткие туники были редки после 1812 г., длинные, наоборот, почти не встречаются до этого времени.
Туника могла быть прямой или со складками по бокам, наиболее глубокие закладывались на спине. Также могли быть разрезы по бокам или по всей окружности через равное расстояние. Иногда туника была распашной, с застежками или без них.
1803
1803 г.
1810
1810 г.
1815-1817
1815-1817
2. Платье-frock. Т.е., платье, состоящее из сшитых вместе лифа и юбки. Лиф застегивался сзади на пуговицы или завязывался, а к концу эпохи в качестве застежки используют крючки и петли.
Существует несколько разновидностей лифа для такого платья.
А) Простой лиф с небольшим вырезом с узкими или широкими плечевыми срезами (имеется в виду кусок ткани между рукавом и горловиной), спинка могла быть расположена как высоко, так и низко, с воротником или без него. Для дневной носки.
Б) Простой лиф с большим вырезом, носился как с шемизеткой, так и без, или же с длинной нижней рубашкой, край которой был из горловины. Вырез мог быть V-образным или квадратным. Мог носиться днем или вечером.

В) Украшенный лиф, например, с включениями вышивки спереди или же «ромбовидный лиф» с нашитыми спереди шелковыми лентами или тюлью, образующими рисунок в виде буквы V. Для дневной носки.
Г) Лиф à l’enfant, верх которого был присборен на кулиске, со складочками. Мог носиться как днем, так и вечером.
1812
1812
Д) Лиф «сердечком» (en coeur), в форме сердца.
Г) Закрытый лиф или «лиф с застежками». Термин, относящийся описывающий наличие ряда пересекающих лиф складок.
3. «Stomacher»: встречался как на платьях со шлейфами, так и без них. Это был единственный лиф, который мог расстегиваться в вертикальную эпоху, до тех пор, пока лифы и юбки не стали шиться отдельно.
Существует два типа такого лифа:
А) "High stomacher", для дневной носки. В верхней трети юбки делаются отверстия, к ней прикрепляется передняя часть лифа. Когда платье надевают, он прикалывается или пристегивается по бокам на уровне плеч. Шнур затягивается сзади. Часто дополнительно имеются боковые части лифа, которые прикалываются наискосок под корсажем. Без картинок тут было не разобраться. Выглядит это дело примерно так:
3
Действительно, мы видим прорези и отверстия для пуговиц, а внутри дополнительные клапаны, застегивавшиеся на груди.
Map10003
Еще картинка.
1810-1813
Новый точечный рисунок (2)
1810-1813 г.
1805-1811
1805-1811 г.
il_570xN.308330794
В застегнутом виде это могло выглядеть так.
drop-front-floral-stripe-00
В) "Low stomacher". В этом случае юбка не пришпиливается к лифу, а просто затягивается вокруг талии на кулиске. Лиф закрывается на груди разными способами.
1) «Wrapping front» для дневной или вечерней носки. Боковые части лифа застегиваются крест-накрест. Если вырез был скроен V-образно, опускаясь практически до линии талии, с горизонтальными складками или вышивкой, идущей наискосок от плеч до отреза, это называлось « robin front ».
2) “Cottage front”, для дневной носки. Боковые части лифа здесь не соединялись, но завязывались вокруг груди поверх нижней рубашки.
3) “Waistcoat front”, для дневной носки. Лиф застегивался на пуговицы посередине.
low-stomacher
4. The Robe (мантия). Готический тип платья, изредка встречающийся в рассматриваемое время. Вечернее платье со шлейфом, открывающее нижнюю платье спереди), также часто используемый термин для обозначения любого вечернего платья.
1800 (robe)
1800 г.
1805
1805 г.
Также необходимо добавить, что тип платья с раздельными юбкой и лифом не существовал до 1818 года. Именно тогда появляется застегивающийся спереди лиф, надевающийся поверх юбки и завязывающийся сзади, который мог быть сшит из разных тканей, разных цветов. Это было логичным развитием носки цветного спенсера поверх белого платья.
Конструкция подобных платьев вертикальной эпохи нуждается в дополнительном описании. Юбка собиралась в маленькие складочки по кругу. Если материал был прочным, юбка прикреплялась сразу к лифу или к его подкладке. Если ткань была тонкой, использовался пояс, как можно более узкий. К концу эпохи его ширина могла составлять дюйм. В первые два или три года юбка драпируется по бокам и собирается в складки на спине (судя по всему, складки начинались с боков и встречались на спине).
С 1815 г. юбки шьют с клиньями по бокам, а все складки собираются сзади. На спине образуется много складок. Подол никогда не оторачивают, нижний подгиб очень узкий в раннее время и более широкий в позднее.
В корсажном типе платья спинка имеет ряд особенностей. Она состоит из центральной части, пятиугольной формы со срезанными углами, формирующими восьмиугольник. Частенько спинка очень узкая, когда рукава пришиваются по ее бокам, чтобы скрыть часть спины. На протяжении всей вертикальной эпохи подкладку лифа часто делают из хлопка. Подкладку также используют, чтобы расширить верхнюю часть рукава.
Под платьем, сзади на талии иногда крепился небольшой турнюр: маленький валик или подушечка трех дюймов в ширину, особенно в начале века или длинный вытянутый валик, начиная с 1813 г. После 1815 г. турнюры не используются.
drop-front-floral-stripe-bu1
Картинки отсюда:
http://http://www.classic-costume.co.uk/home/regency-dress
http://www.etsy.com/listing/98536724/regency-high-stomacher-front-gown-in
http://hungarican.blogspot.com/2010/04/benefits-of-bib-front-and-happy-friday.html
http://pinterest.com/thedreamstress/1790-1820-regency-empire/

Tags: 19 век, Англия, ампир, ссылки
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments