popova_art (popova_art) wrote in costume_history,
popova_art
popova_art
costume_history

Categories:

СВАДЬБА. Творческий подход.


Это авторский вариант моего интервью форуму « ОСИНКА».
 
Интервьюер - Надежда Азарова.
 
- Любовь Михайловна, давайте сначала поговорим о традиции. Как родилась традиция белого, в пол, пышного, а часто и с кринолином, свадебного платья?



Свадебный наряд. 20-е гг. XX в.


Любовь Попова: В средние века и эпоху Ренессанса цвет свадебного платья чаще всего был торжественных драгоценных тонов: густых алых, зелёно-малахитовых, золотых. Невесты на картинах Ян ван Эйка, Рубенса, Рембранта именно в таких платьях . 






Ян ван Эйк . Портрет четы Арнольфини. 1434. Национальная галерея. Лондон





Питер Пауль Рубенс . Портрет Елены Фоурмен в свадебном одеянии. Около 1630-1631. Старая Пинакотека. Мюнхен.





Рембрандт. Еврейская невеста. 1668.

Белое свадебное платье становится достаточно распространённым в эпоху стиля ампир (конец XVIII – начало XIX вв.). Но в это времени белый ещё не был единственно возможный цветом. Он был один из многих светлых оттенков свадебных платьев: голубых, розовых, цвета слоновой кости, лимонных. В феврале 1840-го года в Лондоне состоялось бракосочетание королевы Виктории и принца Альберта Саксен-Кобургского. Невеста была в белом .





 Джордж Хейтер. Бракосочетание королевы Виктории и принца Альберта. 1840.

С тех пор белый цвет становится традиционно свадебным сначала в Англии, а потом и в других странах.




Свадебная фотография. Казань, нач. XX 




Свадебная пара. 60-гг. XX в., Ленинград.


Что же касается фасонов свадебных платьев, то они подчинялись моде: в 60-70х гг. 19в. они были с кринолином, в 90-егг с тюрнюром, в эпоху модерна стекающих форм и, наконец, чаще геометрических форм в ар-деко. Современная любовь к платьям с кринолином – это, конечно, отражение того влияния, которое оказал Диор на развитие моды 20-го, а теперь и 21 веков. Пышная юбка с кринолином в сочетании с корсетом - это, безусловно, обращение к формам середины 19 века. Стиль нью-лук как раз и представлял собой определённую интерпретацию моды того времени.


- Пышные платья с кринолином белые в пол очень популярны у наших девушек. Когда такое платье уместно?


Любовь Попова: Такое платье: белое длинное в пол, два ещё и с кринолином продолжает традиции дворянской, а точнее, аристократической культуры. И как всякая культура, культура аристократическая предъявляет определённые требования к манере ношения, а также и к окружению, к тому пространству, в котором это платье будет существовать.





Winterhalter Francois Xavier. Портрет императрицы Марии Александровны. 1857. Эрмитаж, Петербург.

Белое платье в пол с пышной юбкой создаёт, несомненно, торжественный, роскошный образ. И, выбирая платье, всегда надо помнить о нескольких, чрезвычайно важных моментах. Во-первых, ваши внешние особенности, ваш характер, манера поведения, наконец, походка. Не надо забывать и об окружении; мои родные в их привычных, хотя, вероятно, и праздничных одеждах, будут ли они родственны по стилю моему исключительно репрезентативному платью?





Грейс Келли в свадебном платье. 19 апреля 1956 г.
Дизайнер Хелен Роуз, студии MGM.


Место, где планируется провести свадебное застолье, будет ли оно гармонировать с моим платьем? Вопросы должны вам помочь проявить ваше чувство стиля. Выпускные вечера, когда в условиях наших школ, не всегда даже с хорошим ремонтом, с обшарпанными стенами, девушки в локонах и в длинных платьях из искусственного шёлка, - грустное зрелище, в котором трудно усмотреть чувство стиля и вкус.

Так что, отвечая на Ваш вопрос, можно сказать, что такое платье уместно тогда, когда соответствует характеру, привычкам не только невесты, но и жениха, и даже шире, их родных. И, кроме того, важно правильно выбрать место самого свадебного торжества.



- Но тогда получается, что белое платье в пол могут одевать только те, в которых есть дворянская кровь?


Любовь Попова: Не совсем так. Потомков дворянства в нашей стране, к тому же сохранивших в себе основы аристократической культуры, осталось очень мало. Но осталась дворянская культура: Пушкин, Толстой. И они, замечу, входят (и входили!) в школьную программу по литературе.

И вот где-то в Тьмутаракани растёт девочка: читает книжки, учится в музыкальной школе, занимается в балетном кружке. И, сама того не ведая, растёт и развивается в пространстве культуры ушедшего социального класса, культуры дворянской. И, возможно (но именно «возможно», а совершенно не обязательно, не непременно) она уже не поставит пакет с кефиром на стол: «Пейте, милые!», - а разольёт по красивым чашкам, на столе будет не клеёнка, а скатерть, или льняные салфетки. И, возможно, роскошное платье будет смотреться на ней весьма органично.




Свадебное платье. Модельер Елена Любимова (Кузакова). Модель Анна Морозова. Фото - Николас Резвяков.


Словом, обо всём об этом стоит поразмышлять, прежде чем покупать платье именно с кринолином и в пол. Может быть, выбрать платье менее пафосное? А может быть, вы вспомните о культурных традициях своих прапрабабушек и прапрадедушек, национальных традициях? Свадьба как раз повод вспомнить и о русской традиции.




 
Маковский К.Е. Боярский свадебный пир в XVII веке. 1883. Музей Хилвуд. Вашингтон.
 

В Японии, Индии, Китае, на Кавказе, наконец, подавляющее большинство свадеб проходит согласно традициям, а у нас это редкость.




Индийская свадьба.



Японская свадьба.

- Кстати, Любовь Михайловна, а какие свадебные обряды были на Руси, как это было раньше? И как это можно адаптировать к нашей реальности?


Любовь Попова:
Традиции русского свадебного обряда, как ни печально, во многом утрачены. В чём причина? Причина в одном: в годы коллективизации с уничтожением крестьянства как класса (а русская национальная традиция - крестьянская), была уничтожена и крестьянская обрядность, в том числе и свадебная. Вся обрядность рассматривалась как вредная, и даже враждебная, советской власти. Это не значит, что, например, в послевоенные годы, такие свадьбы не проводились. Они были, но корневище было обрублено и дерево национального обряда уже не цвело.

Сейчас есть слой в нашем обществе, который пытается (и достаточно успешно) возрождать свадебный обряд.





 Русская свадьба. Венчание. Андрей и Анастасия Боровские. 2004 г. Россия, Саратов. Фото - Андрей Зайцев.

Это среда, связанная с фольклорными ансамблями или с народными промыслами. Радостно, что в северных наших городах традиционная русская свадьба находит всё больше приверженцев.





Жених с друзьями идут в дом невесты. Свадьба Алексея и Ольги Карасёвых, Новосибирск, 2007. Фото - Вячеслав Андреев.





Жених и дружка ведут невесту к венцу. Свадьба Ольги и Павла Спеховых. Челябинск, 2010.





Венчание. Свадьба Ольги и Павла Спеховых. Челябинск, 2010.




Невеста в венце. Свадьба Даниилы Крапчунова и Марины Пуксант. Томск, 2007. Фото - Денис Вавилов.

Возможна ли в наше время истинно национальная русская свадьба? Если в обществе будет культивироваться уважение к национальной традиции, память и любовь к жизни прадедов, бабушек, дедушек, к истории семьи, к семейной родословной, то только в этом случае свадьба действительно станет по-настоящему самобытной, настолько же русской (или украинской, или армянской), насколько самобытны индийские, японские или абхазские свадьбы.

С чего начать? В этой ситуации нет ничего более ценного, чем воспоминания ваших бабушек. Пусть это будут и родные бабушки, и соседки, а может быть, вы найдёте эту, такую важную для вашей свадьбы, бабушку в деревне рядом с вашим городом. И ваши поиски, непременно, увенчаются успехом: кто-то из них, наверняка вспомнит хотя бы часть свадебного обряда именно вашей родной местности. Интернет, конечно, никто не отменяет.

Лучше пользоваться не сценариями, выложенными на свадебных сайтах, а не полениться и найти этнографическую литературу по свадебному обряду конкретно вашего района. Вряд ли вы будете следовать полной обрядности, но даже несколько исполненных песен придадут особый аромат вашей свадьбе.





Выход из церкви. Молодых осыпают зерном в пожелание богатства и многочадия.
Свадьба Сергея и Светланы Карих. Санкт-Петербург, 2010. Фото - Ольга Ющенко.
 




Свадьба Алексея и Ольги Карасёвых. Новосибирск, 2007. Фото - Вячеслав Андреев.





Снятие венца. Свадьба Даниилы Крапчунова и Марины Пуксант. Томск, 2007. Фото - Денис Вавилов.





Молодой и молодуха в женском уборе. Свадьба Алексея и Ольги Карасёвых. Новосибирск, 2007. Фото - Вячеслав Андреев.


Обратитесь за помощью к местным народным ансамблям, они вам с удовольствием помогут. Найдите возможность сшить этнографически верный русский костюм. В интернете вы можете найти ссылки на интересующие вас ресурсы. Кроме того, есть прекрасный журнал "Чудесные мгновения", который публикует выкройки и подробное описание процесса шитья русского костюма.





Русский народный костюм.




Русский народный костюм.





Русский народный костюм.





Русский народный костюм. 




 Мария Николаевна Лопухина, урожденная Клейнмихел.





Великая княгиня Ксения Александровна.


Организация такой свадьбы - это поиски дороги к себе истинным, один из первых, важнейших шагов к собственной индивидуальности, переход из пространства подражания, стандарта, в пространство личной самобытности.






Ив Сен Лоран. Эскиз модели из "Русской" коллекции.





Свадьба на Кубани. 50-е гг. ХХ в.

 На свадебной фотографии 50-х годов женщина справа протягивает  "Шишку".
 
 
А ведь это важнейший элемент славянского свадебного обряда! "Шишка" с многочисленными шаровидными отростками символизировала пожелание многочисленного потомства. Присутствие "Шишки" на свадьбе сразу переводит этот праздник из пространства обыденного в пространство мифа, связывает молодожёнов со многими и многими поколениями их предков, с их родиной, напоминает им об ответственности не только перед самими собой, перед только что созданной семьёй, но и перед прадедами. 
Разве это не важно?
 
Свадебные "Шишки" обязательно присутствуют на современных украинских свадьбах наряду со свадебным караваем. Сохранились они и в отдельных районах Кубани. Информацию о том, как сделать свадебные "Шишки" и свадебный каравай можно найти в интернете.
 


- Любовь Михайловна, как Вы считаете, какие ещё истории, помимо национальной традиции, могут быть воплощены в свадьбе? Ведь свадьба или другое торжество - отличный повод проявить свою индивидуальность.


Любовь Попова: Любимое кино, сюжеты из отечественной и мировой истории, такие яркие персонажи, как мексиканская художница Фрида, - всё это может подтолкнуть к созданию определённого сценария свадьбы. Главное, он должен быть связан с вами, с вашими увлечениями, с вашим окружением, с вашими взглядами на жизнь, то есть с вашей индивидуальностью.





Постер к/ф "Стиляги". Режиссёр Валерий Тодоровский. 2008..

Если Вы люблю ходить в музеи, то это должно отразиться хотя бы в выборе посуды для свадебного застолья и, конечно, в свадебном платье. Может быть, оно будет с элементами рококо? Ну, это, конечно, если и Ваш избранник разделяет Ваши увлечения.





Елизавета. Золотой век. Режиссер Шекхар Капур. 2007.





Орландо. Режиссер Салли Поттер. 1992.





Шествие волхвов. Роспись в капелле. Палаццо Медичи. Флоренция. Италия.

А другой любит гонять на мотоцикле – это может стать основой для другой истории. А третий не представляет своей жизни без спорта. Отлично, есть от чего оттолкнуться.

Национальная же традиция моментально выделяет нас из череды похожих, безликих торжеств, придаёт вашей свадьбе неповторимый колорит, позволяет объединить разных людей, с разными вкусами и предпочтениями, что сделает свадьбу особенно душевной. Важно осознать СЕБЯ, своё СВОЕОБРАЗИЕ, то есть найти СВОЙ ОБРАЗ. И в этом глубокий смысл.



- И вообще, как девушке выбрать подходящее платье?


Любовь Попова: Повторюсь: именно ВАША жизнь, ВАШИ привычки, ВАШИ увлечения – вот о чём вы должны помнить, выбирая платье. Во-первых, не перегибайте палку в стремлении создать роскошный образ.

Роскошный образ подразумевает роскошные условия. Понятие роскоши для нашей страны ещё долго, вероятно, будет сопряжено с подводными камнями вульгарности и пошлости. Поясню свою мысль. Роскошь – это не просто дорого. Это вековые традиции роскоши. В нашей же стране на протяжении длительного периода не было условий для сохранения таких традиций. Дворянство, и уж конечно, аристократия революцией 17-го года была уничтожена не только как класс, но многие представители этого класса были уничтожены физически, либо, в лучшем случае, смогли во время покинуть страну. Некому было сохранять, а поэтому и передавать аристократические традиции. Вот почему в таких условиях возникает опасность подмены истинной роскоши вульгарной красивостью.





Свадебное платье. Мануэль Мота для Pronovias.





 Свадебное платье. Кристиан Лакруа (Париж).


Вспомнила сейчас роскошные (и очень дорогие!) веера из страусовых перьев, модные в 20-нач 30-гг XXв., в период ар-деко. Но ведь насколько требовательны эти веера к своей хозяйке. Осанка, манера поведения, походка – всё имело значение! Так и любое проявление роскоши моментально делает заметным любое несоответствие. И сразу же превращается в свою противоположность – в вульгарность. Будьте осторожны! Надеюсь, что в подобранных мною иллюстрациях что-то обязательно поможет вам найти свой образ, а значит не только платье невесты, но и одежду жениха, и место, где вы будете проводить свадьбу и сам сценарий свадьбы.





 Свадебное платье. Модельер Роза Клара (Италия).





 Свадебное платье. Кристиан Лакруа для Розы Клары (Италия).





Свадебное платье. Ателье Эйми (Италия).





Свадебное платье. Ателье Эйми (Италия).


- Насчёт места для свадьбы. Ведь для такой свадьбы нужны, вероятно, и соответствующие декорации?


Любовь Попова: А как же! Безусловно, место подбирается согласно образу. И это место не обязательно должно быть дорогостоящим! Это может быть и берег реки с лесочком, и роскошный особняк, и заповедник деревянного зодчества, а может быть и Ваш дом, квартира, преображённая Вашим творческим подходом. Вот это и есть творческий подход! И если Вам действительно удалось ухватить самое важное в себе, в избраннике, а значит и в ВАШЕЙ БУДУЩЕЙ ЖИЗНИ, то и гости на Вашей свадьбе будут чувствовать себя естественно в рамках Вашего сценария, и не будет ощущения, что "не по Сеньке шапка, не по Ерёмке колпак".



- Любовь Михайловна, а Вы можете на конкретных примерах объяснить, как понять, какой образ твой?

Любовь Попова: Вот перед нами два лица.




Салон "Модные люди" (Москва). Модель Инесса Морозова. Фото - Станислав Шитов.

Как видите, визаж модели Инессы Морозовой графичный, построен на чётких линиях, а визаж Модель Дарьи Усачёвой – живописный, построен на мягких переходах цвета. Это случайно? Конечно, нет!

Если внимательно вглядеться в эти лица, то, надеюсь, вам удастся ухватить определённые закономерности.

Для лица Инессы характерны чёткие и как бы прохладные, а потому и сдержанные, линии.

А лицо Дарьи построено на сочетании мягких, округлых форм и бесконечно тянущихся, как бы волнообразных, линий.





Салон "Модные люди" (Москва). Модель Дарья Усачёва. Фото - Станислав Шитов.

Поэтому и образы у них разные. Образ Инессы - это сдержанная элегантность, а образ Дарьи передаёт волнение чувственности. И свадебный наряд, и причёска отражают это различие. То есть перед нами не просто красивые, а стильные невесты с ярко проявленной индивидуальностью.

Конечно, чтобы увидеть и, что важно, прочувствовать эти закономерности, нужен определённый навык – чувство стиля. Навык этот вырабатывает увлечённость искусством – живописью, архитектурой, народным творчеством. Учитесь чувствовать, подчёркиваю, ЧУВСТВОВАТЬ, а не понимать, образ, искусство.


- Любовь Михайловна, вот, кажется и понял свой образ, и, как Вы говорите, увидел свою историю, а когда начинаешь это всё воплощать, что-то не так.


Любовь Попова: Мы стали слишком нетерпеливыми.

Хотим всё и сразу.

А так не бывает!

Потренируйтесь! Потом просмотрите альбомы живописи, найдите интересные сообщества в интернете, почитайте посты, зайдите в книжный магазин. Потом ещё потренируйтесь. Затем поезжайте (ну, где вы, например, давно не были?) в Сергеев-Посад или Архангельское, Ростов Великий или Флоренцию. А, может быть, в бабушкину рязанскую деревню? И ещё раз потренируйтесь. На других, менее грандиозных событиях, например, на воскресном обеде или на дружеской вечеринке.

Потом ещё и ещё раз. Глядишь, что-то начинаешь не только понимать, но и уметь.

Если есть команда профессионалов (но именно профессионалов!), то такое событие организовать легче. Но для того, чтобы суметь найти именно профессионалов, Вам самим нужно многое знать, понимать и, замечу, уметь!


- Любовь Михайловна, что бы Вы пожелали нашим "осинкам"?

Любовь Попова: Счастья!




Свадебное платье. Из коллекции Luce Classica.


Но не такого, какое нам кто-то подарит, а такое, которое мы сами способны ТВОРИТЬ. Взращивайте традиции своего народа в себе, а точнее, дайте возможность ожить в Вас вашим бабкам и дедам. Учитесь, открытые миру, сравнивайте, постигая СЕБЯ, и тогда Вы будете интересно, ТВОРЧЕСКИ жить!


ССЫЛКИ.

Свадебные фотографии 20-30х гг. здесь


Фотографии русской аристократии с костюмированного «Русского Бала» 1903 года смотреть здесь


Фотографии современной свадьбы в русском стиле взяты в «Свадебном альбоме» группы «Русский традиционный костюм» здесь


Много картинок русского народного костюма здесь



Tags: 20 век, Россия, национальный костюм, свадебные платья, славяне
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 26 comments