Наверное, об этом надо писать большую статью с иллюстрациями, но тут я хотела просто показать костюм советской (и никакой другой!) незамужней (это важно!) цыганки сталинской эпохи. И даже не спрашивайте, где мониста - большинство цыган их или не носило, или называло этим словом... самые простые наборы бус (мирикля).
Реконструкция Леры Янышевой, с опорой на фотографии и исторические источники:
Костюм достаточно простой и знакомый по фасону, чтобы можно было не комментировать детально. От женского отличается отсутствием фартука и головного платка. Обратите внимание: шился самими цыганками из тканей, модных и у русского населения того времени, выбирая самую "весёленькую" (необязательно, но такие были самыми модными). Ткани и шали использовались, естественно, покупные. Особым шиком считалась чёрная шаль в розах, такие берегли и надевали на праздник. Поскольку стирали одежду "щёлоком", что быстро делало ткань непрочной, прорехи в "неопасных местах" не считались чем-то позорным. Напротив, одно из свидетельств опрятности хозяйки :) к тому же помогающее в попрошайничестве.
Обратите внимание на "гадоро" (рубашку, блузку) на фото слева. Я не сильна в терминах, но попробую описать :) Итак, спереди борта-подолы делались в виде удлинённых треугольников, которые завязывались затем на спине. Это спасало от возни с вытачками и пуговицами и позволяло в то же время выгодно подчеркнуть фигуру.
Галерея полностью, вместе с полноразмерными фото - в журнале "Свэнко". Там же, в соседнем разделе, можно посмотреть костюм хоровых цыган XIX века - он сильно отличается от распространённых представлений о нём.