Ольга Свириденкова (sviridenkova) wrote in costume_history,
Ольга Свириденкова
sviridenkova
costume_history

Categories:

Открытие, которое просто не может быть моим

В книгах по истории костюма, а затем и в интернете мне несколько раз встречалась вот такая картинка с такой подписью:



"Портрет Елизаветы Ксаверьевны Воронцовой, П.Ф.Соколов, около 1823г".


Если в интернете портрет приводился ради того, чтобы мы узнали, как выглядела одна из возлюбленных Пушкина, то в книгах – как иллюстрация женской моды определенного периода: платье с широким прозрачным рукавом «жиго», вариант прически «бидермейер» и чепец «мельничные крылья». Все это, конечно, замечательно. Вот только, причем здесь 1823 год, когда никакого рукава «жиго» еще и в помине не было, а талия еще не опустилась на свое естественное место?

Поразительно, но почти все авторы книг по истории костюма как-то ловко умудрялись проскакивать период с 1820 по 1826 год. Мол, в начале 1820-х г. женщины еще носили высокие талии, а в конце 1820-х талия уже вернулась на свое естественное место. В начале 1820-х рукава были узкими, а к концу 1820-х стали непомерно широкими. Можно подумать, что это случилось в одночасье! Мне это всегда казалось нелогичным, и теперь, когда благодаря интернету стали доступны западные сайты, все прояснилось. Никакого резкого перехода не было, все происходило постепенно.

Так вот: портрет Е.К.Воронцовой работы П.Ф.Соколова ни с какой «натяжкой» не может быть отнесен к 1823 году. С натяжкой его можно отнести к 1826 году, а без натяжки – так и вовсе к 1827 г. Именно в этом году в женской моде окончательно утвердился длинный рукав, очень широкий на плечах и сужающийся к запястьям, под названием «жиго». (Для дневных и вечерних, но только не бальных платьев.) В книге Джоан Нанн указывается, что этот рукав вошел в моду еще в 1824 г. Возможно. Но сначала он, в любом случае, был нешироким, как, например, на этих гравюрах 1826 г.:

 

А вот гравюра 1827 г.:

 

Как мы видим, на гравюрах 1826 г. рукав еще умеренно широкий, а на гравюре 1827 г. - довольно широкий. Но талия уже находится на своем естественном месте – как на портрете Воронцовой. А вот на гравюрах 1823 г. отлично видно иное место расположения талии - между грудью и естественным местом (так называемый переходный стиль):

Конечно, отдельно взятые гравюры – еще не доказательство. Однако, перерой хоть все существующие книги по истории моды и в придачу весь интернет, нигде не найдешь гравюр, на которых такое платье, как на портрете Воронцовой, было бы отнесено к 1823, 1824 или 1825 г. Да и прическа, пожалуй, тоже. Поэтому вместо «около 1823 г.» нужно ставить «около 1827 г

Кстати! В конце 1827 г. Е.К.Воронцова со своим мужем, одесским генерал-губернатором, как раз побывали в Петербурге, где в это время находился и художник П.Ф.Соколов. Вероятно, именно тогда он и написал ее портрет. А вовсе не в начале 1823 г., перед отъездом супругов Воронцовых в Одессу. И, уж понятное дело, не в 1824, ни в 1825 и не в 1826 г., когда Е.К. Воронцова безвыездно жила в Одессе и не могла видеться с художником Соколовым! Про  1822 г., как говорится, и гав не брехал – женская мода того периода не имела ничего общего с тем, что мы видим на портрете.

Вот еще работа Соколова 2-ой половины 20-х гг. – портрет Идалии Полетики. Согласитесь, что прическа очень похожа на прическу Воронцовой:

А вот портрет графини Н.В.Строгановой работы А.П.Брюллова, который относят к началу 30-х гг. 19 в. Здесь очень похоже платье, только талия ниже, потому что это уже другие годы. Но прическа – тот же «бидермейер»:


Вы наверняка знаете, дорогие читатели, что один и тот же фасон платья и похожая форма прически не могли держаться в моде того периода около 10 лет! Для той эпохи вообще характерна быстрая смена мод. Как только мода доходила до провинции, в столице она тут же менялась. А если что-то и держалось несколько лет, то лишь общие тенденции.

Не понимаю, почему до сих пор не проведено исследование по установке точной даты написания этого знаменитого портрета. Или ученым специалистам это до лампочки? И еще: я просто не могу поверить, что до меня этой ошибки никто не замечал. Ведь она слишком очевидна даже для дилетанта!


Tags: 1820, 19 век, Россия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 24 comments