Лина (ranwen_daerin) wrote in costume_history,
Лина
ranwen_daerin
costume_history

Categories:

Материалы по японскому костюму-2

Все тот же непонятный сайт, с которого я делала переводы. Впрочем, возможно, это были разные сайты:)

Глоссарий по японскому костюму

Так как японский костюм разнообразен и сложен, о нем написаны целые тома - то необходим минимальный свод сведений. Часть предметов одежды меняла свои названия и назначение. Здесь мы рассмотрим современную версию.
Все предметы японского костюма могут употребляться обоими полами, разница проявляется только в тканях, цветах, длине и форме рукавов.
· Кимоно. Наиболее общий термин, означающий просто "одежда". По мере появления европейской одежды стало означать "японская одежда". Однако до сих пор не стало названием вида одежды, не подразделилось на мужское и женское.
· Оби. Пояс, которым опоясывается кимоно. В зависимости от пола, возраста, времени года и настроения, может быть от 5 до 35 см ширины и от 1,5 до 4 м длины, различной степени изысканности. Стоить может даже дороже, чем кимоно.
· Оби-дзим. Лента, удерживающая оби на месте. Делается из хлопка, может быть разной формы, иногда плетеная.
· Обиаз. Платок, повязывающийся поверх края оби, чтобы скрыть наличие "турнюра", поддерживающего округлую форму оби.
· Юката. Слово означает "банный халат", хотя обычно юката носится в качестве прохладного летнего одеяния, без нижних платьев. Не имеет жесткой формы, кроится обыкновенно из белого и темно-синего материала. Используется также в качестве банного, ночного и утреннего наряда.
· Гэта. Сабо, изготовляемые из дерева, с двумя завязками. Классические гэта, состоящие из плоской подошвы, с двумя ремешками, завязываемыми крест-накрест, находятся в употреблении как у мужчин, так и у женщин (во втором случае они меньше, изящнее и больше похожи на европейские). В наше время гэта носят в основном с юката, или старшее поколение, или в дождливую летнюю погоду, когда на улице множество луж.
· Зари. В противоположность гэта, это сандалии, сделанные из мягкого материала, наподобие соломы, ткани или пластика, с плоской подошвой. Это наиболее популярная обувь для ношения с официальным кимоно. Женщины обычно употребляют пластиковые варианты, с каблуком, большим под пяткой и уменьшающимся к мысу.
· Таби. Носки с раздельными пальцами, носимые с любыми кимоно и юката. Делаются из нетянущегося материала (например, могут быть плетеные), имеют относительно толстые подошвы, т.к. японцы не носят дома никакой обуви.
· Косодэ. Термин обозначает "маленький рукав", изначально это нижняя одежда как мужчин, так и женщин. Рукав действительно не слишком большой, измеряется по вытянутой руке, ширина - от плеча до запястья. "Нижняя одежда" не подразумевает необходимости ее прятать, напротив, верхняя одежда часто распахнута. В наше время косодэ чаще носят как верхнюю одежду.
· Усикаки. Формально - верхняя одежда, носимая поверх косодэ, сейчас его можно увидеть только на невестах. Более тщательно украшенное, чем косодэ, оно приоткрывается только чтобы показать изысканное косодэ. Подол набивается ватой для тяжести, чтобы красиво лежать. Рукава могут быть длиной до пола.
· Фурисодэ. Кимоно с длинным рукавом, обычно надеваемое простолюдинками по более-менее торжественным случаям. Обычно черное, пастельные цвета в наши дни дороги.
· Камисимо. Переводится как "вверх-вниз", обозначает принадлежность мужчины к самурайской семье. Имеет верхнюю часть (карагину) с широкими, похожими на крылья плечами, и хакама, носящиеся поверх кимоно.
· Хакама. Одежда, напоминающая штаны, носимая в основном мужчинами как часть камисимо и других официальных одежд, но иногда и женщинами, особенно работающими в храмах. По бокам имеют разрезы примерно до колен, могут надеваться поверх кимоно.
· Дзи-ни хитоэ. Означает "12 слоев" и является одеждой, которую традиционно носят дамы императорского двора, сейчас ее употребляют как свадебный наряд принцесс. Дзи-ни хитоэ вовсе не обязательно содержит 12 слоев, но все равно слоев там много и оно тяжелое. В прежние времена оно носилось как повседневное, в зависимости от сезона менялась ткань и количество слоев.
· Хаори. Куртка, надевающаяся поверх кимоно мужчинами и женщинами (в официальных случаях только мужчинами). По покрою похоже на кимоно, только длиной до бедер. Передние планки прямые, драпироваться не могут. Закрепляется оно двумя кусками ленты на груди.


Изготовление кимоно. Так как обычно японская ткань производится шириной 30-35 см, кимоно изготавливается из полос такой ширины: две полосы, сшитые вместе, вдоль тела, еще две на рукава. Дополнительная ширина ткани необходима для низа рукава, изготовляемого из другой полосы, меньшей ширины, чем остаток (15 см, т.е. половина полосы), и воротник из чего-нибудь еще. Реальная ширина одежды и рукавов регулируется шириной припусков на швы, длина обычно определяется использованием более длинных или коротких полос. Обычно кимоно на 5-15 см длиннее уровня земли, в зависимости от роста носителя.
Сначала куски сшиваются по центру спинки, затем горизонтальная складка 1,5-2 см глубиной загибается вовнутрь и вниз примерно на середине спинки, выше талии. Она зашивается, потом сметывается вручную вниз через верхнюю ткань. Таким образом, кимоно полностью шьется вручную относительно свободными стежками, но для дешевых вариантов точные линии прошиваются на машинке. Кимоно, сшитое только на машинке, с отглаженными швами, не будет хорошо смотреться.
Теперь шьем рукава, примерно по 25 см на перед и спинку, остальное остается открытым. После этого сложить изготовленную вещь вдвое по линии плеча и закрыть боковые швы, но не полностью, а остановившись в 5 см от места, где начинается край рукава. Обработать низ и внешнюю сторону рукавов. Это основная форма одежды.
Далее делаем горизонтальный разрез вдоль линии плеча для шеи. Пришиваем треугольные передние полочки. Для воротника используются 3 полосы шириной 20 см: средняя часть и два кончика диной 30-40 см. они сшиваются вместе вручную, стежками, видимыми снаружи. Они пришиваются на внешнюю сторону кимоно до окончания треугольника, от верхнего конца передней полочки до шейного разреза, вокруг него по спинке, вниз по другой стороне. Сложить их вдвое и прикрепить изнутри незаметными стежками.
Подшить рубец и открытые части рукавов - и готово. Если вы хотите кимоно с подкладкой, сделайте ее как вам удобно и закрепите (до пришивания рукавов) по подолу, оставляя запястья и задние части рукавов необработанными. В женском кимоно цветная подкладка зачастую специально выбивается в этих местах на несколько миллиметров. Особенно хорошо смотрится красный.
Двойное томэсодэ - нижняя часть подкладки обычно более-менее отличается от верхней.

История японского костюма - ткани и цвета
Нигде нет такого разнообразия покроев, цветов, аппликаций и тканей, как в японском костюме, где они играют важнейшую роль и могут передавать информацию почти как язык, чего никогда не могла делать европейская одежда. Вариации тут бесконечны, они строго определяются статусом, возрастом, сезоном и т.п.
Эти правила действительны только внутри высших слоев общества, императорского двора, семейств сегунов и дайме, - и современные японцы знают только крошечную часть их, - но и сейчас стараются отражать упомянутые факторы. Так что если вы планируете всерьез носить кимоно в соответствии с традициями, вам следует обратиться за советом к японцу. Правила эти слишком тонки и многочисленны.
Ткани Существует немалое количество материалов и способов тканья, многие из которых в западном мире неизвестны. Традиционно ткани изготовляются из льна, пеньки и abaca для рабочей одежды и юката, из шелка для высших классов. В 17 веке лен заменился хлопком. Появляются лучшие ткани из хлопка, различных видов атласа, крепа, льна. В целом, ткани были слегка блестящие. 90% из используемых - разновидности тусклого крепа, изготовляемые из сильно скрученных нитей для эффекта матовости. Почти все современные кимоно делаются из синтетики с подкладкой из pongee или похожего шелка. Только на очень дорогие части хареги (официального платья) иногда идет натуральный шелк.
Цвета и украшения Как правило, цвета становятся скучнее, украшения меньше и менее абстрактные, по мере взросления носителя, а мужские цвета изначально менее яркие. Дети носят цвета вроде алого, ярко-розового, блестящего голубого, салатового, лилового. Девушки-подростки и незамужние добавляют пастельные и кремовые тона. Отделка часто представляет собой птиц, цветы, другие разноцветные явления природы, изготовляется традиционно вручную. Подкладка обычно почти белая или кремовая, часто сливающаяся с фоном аппликации по направлению к подолу.
Женское свадебное кимоно обычно (но не всегда) красное, белое или черное, обильно вышитое, с серебряной или золотой нитью. Красный и белый - счастливые цвета, черный - церемониальный. Подол подбит ватой и спереди слегка приоткрывается, чтобы показать красивое косодэ, потом расширяется, волочится по земле, чтобы роскошная отделка была лучше видна.
Замужние женщины носят темно-синий, зеленый, коричневый, прочие приглушенные тона с простой абстрактной или геометрической повторяющейся отделкой (бамбук, волны, черепаший панцирь и т.п.), становящейся все меньше и меньше, чем старше ее носитель. По торжественным случаям надевают черное. Узоры могут покрывать только нижнюю часть одежды и иногда рукава, обычно они шире на левой поле и конусообразно сужаются на правой. Серебряная и золотая нити используются мало, подкладка обычно белая или красная. Пять фамильных эмблем украшают центр спинки и середину рукавов спереди и сзади. Такое праздничное кимоно смотрится зачастую лучше, чем перегруженное свадебное и может служить воплощением японской элегантности.
Мужская мода менее многоцветна, и с 19 века используются мрачные цвета, вероятно, в подражание европейскому стилю. Высокопоставленные мужчины в наше время носят цвета наподобие темно-синего, коричневого, серого, часто с мелким геометрическим орнаментом, и черные для официальных случаев. Подкладка, как правило, синяя.
Летом как мужчины, так и женщины применяют юката, изготовляемое из хлопка, синего или белого цвета, узоры простые геометрические или повторяющиеся. Ничего необычного в том, что оба пола носят одно и то же.
Техники отделки Существует огромное количество изысканных техник украшения ткани, которые современные японцы с трудом могут себе позволить, т.к. это непростая ручная работа. Среди них: плетение, печать, окрашивание узелков, батик, трафаретная печать, вышивка и роспись в произвольных сочетаниях. Относительно простая, наименее дорогая техника - окрашивание узелков. После цветочного узелкового окрашивания получаются кружочки около 2 мм в диаметре и другие формы. Техники включают связывание, вышивание, крепление, наматывание на шест и т.п. Обычно складки не видны, но иногда представляют из себя органичную часть узора.
Другая популярная техника - икат, использующая окрашенные нитки при тканье. Сначала это не выглядит как единое целое, а кажется полосами, и в целом выглядит просто, однако требует немалой работы линейкой и кистью.
Самая дорогая и известная техника - инзен - названа по имени художника 17 века. Она напоминает простую роспись по шелку, контур узора намечается пастой из рисового крахмала, чтобы предотвратить растекание краски, после этого заполняется краской, покрывается пастой и окунается в краску или окрашивается большими кистями. Краска часто черная или очень темная, но иногда ее обесцвечивают. Главное отличие инзен и росписи по шелку заключается в том, что батик очень деликатен, контуры могут быть шириной в миллиметр и меньше. Такая окраска оправдывает цены на кимоно. Для официального женского кимоно часто используется имитация, изготовляемая при помощи печатной техники.

Правила ношения кимоно
Надевание кимоно и особенно завязывание оби есть целое искусство, изучающееся на курсах и по специальным книгам, и без помощи так же трудно, как зашнуровать корсет на спине. Могу дать только краткий обзор правил ношения женского кимоно - у мужчин это и вполовину не так сложно.
Надевание юката намного проще - там нет ни нижней одежды, ни ряда деталей, которые трудно добыть за пределами Японии. То есть если юката употребляется как обычное уличное платье, а не как выходной туалет, то к этому полагается особый способ завязывания оби. Летом оно носится без таби и гета.
Для ношения кимоно с оби, завязанным в "цилиндрическом стиле", наиболее обычном для девочек и молодых женщин, необходимы следующие предметы помимо кимоно:
· Нижнее платье формы кимоно, обычно белое;
· Датэ-дзим, широкая полоса на талии, которая удерживает кимоно на мете, пока не завязано оби;
· Оби - пояс около 30 см ширины и 3 м длины, складываемый пополам после первых двух метров;
· Обиаз - кушак 3 м длиной и 30 см шириной, предпочтительнее из шифона;
· Еще два кушака или ленты - они не будут видны;
· Оби-дзим - шнур около 130 см длиной, в идеале - шелковые, набитые ватой;
· Оби-ита: кусок тонкого, но плотного картона широной примерно 10 см и длиной 30-60 см;
· Оби-макура или одаико - подушечка, используемая для крепления турнюра-оби;
· Таби - раздельнопальцевые носки;
· Зари - сандалии.
Наденьте таби и нижнее платье, уложив левую половину поверх правой. ВСЕГДА ЛЕВАЯ ПОВЕРХ ПРАВОЙ (кроме мертвецов)! Когда нижнее платье ровно уложено, закрепите его тонким кушаком или лентой. Теперь возьмите кимоно и проденьте рукава нижнего платья в его рукава. Разверните кимоно и потяните его вверх, пока подол не достигнет уровня лодыжки, после этого запахните его, левая полочка поверх правой. Конец воротника должен находиться около бедренной кости, нижний край свисать вертикально. Подол правой полочки не должен быть виден из-под левой. Закрепите вторым кушаком так, чтобы избыток длины оказался поверх него. Разгладьте его при помощи ленты, удерживающей воротник, чтобы был виден кусочек нижней одежды.
Теперь оби. Уложите прямой конец поверх правого плеча сзади, так, чтобы край его доходил до груди. Та сторона, где оно сшито вдвое, должна стать лицевой. Левой рукой потяните сзади и выпустите вперед другой конец, положив его горизонтально поверх прямого конца, и зафиксируйте. Теперь свободной правой рукой потяните длинный конец дальше по кругу, вокруг спины и налево. Перехватите длинный конец в левую руку, бережно вытяните короткий конец правой, натяните оба конца.
Оставьте короткий конец свисать сзади на правую сторону и проведите длинный вокруг спины еще раз, положите под него кусок картона. Необходимо убедиться, что оби сидит прямо, поверх живота. Теперь треугольник, образованный переходом от узкой к широкой части оби, должен оказаться посередине спины. Сложите так, чтобы широкий конец оказался лицевой стороной наружу, и закрепите поверх оби при помощи одаико. Натяните двумя руками, взявшись за каждую сторону широкого конца, и потяните вверх, уложив поверх складки, на которую крепится одаико. Подгоните так, чтобы подоткнуть конец под узел на ширину ладони. Удерживайте его на месте левой рукой, ухватитесь за узкий конец и вытащите его так, чтобы он спадал сзади, и протащите сквозь узел. Если слева он слишком сильно высовывается, заложите его назад справа. Теперь закрепите его при помощи оби-дзима посередине оби, и спрячьте одаико под декоративным кушаком вместе с избытками концов, аккуратно засунув их в оби.
Готово. Теперь зари, и вы готовы к выходу. О походке: кимоно довольное узко в районе колен, поэтому при ходьбе вы должны держать их вместе. Получаем эффект скользящей походки, считающейся в Японии очень элегантной. Стоять следует, держа стопы вместе.
по последней статье, честно говоря, сама не до конца разобралась:(
Tags: Япония
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments