Старинные веера.История и фотографии.
Каких только вееров не было в истории- здесь в основном европейские, 18-начала 20 века.
Веера были из кружева, ткани , бумаги, украшенные драгоценными камнями; веера в стиле «бризе», из тонких, изящно обработанных пластинок слоновой кости, на веерах писали настоящие художественные миниатюры. Для изготовления вееров использовали драгоценные камни, золото, серебро, эбеновое дерево, перламутр, панцирь черепахи.
a fine 19th century Mother-of-Pearl and Brussels lace (Point de Gaz) fan.
Делались они иногда с зеркальцем и окошечками, чтобы подсматривать тайком,существовало множество ухищрений, связанных с веером и специальный "язык" вееров.
Antique Fan Carved Mother Of Pearl 1800's
Antique Fan Carved Mother Of Pearl 1800's
Superb Antique Fan, mother of pearl and HP Silk, w aquarelle, sequins
Происхождение веера до сих пор точно не установлено. И китайцы, и индийцы утверждают, что они начали пользоваться веером задолго до японцев. Из средства охлаждения он превратился в символ власти – были времена, когда им могли пользоваться только знатные люди. Особенное значение вееру придавали в сложных японских церемониях. У каждого веера было свое преназначение – веер для дворца, веер для войны, веер для танцев веер для сопровождения чайной церемонии.
----------------
Ассирийцы и египтяне считали веер символом власти и рая. Можно вспомнить Клеопатру, которая любила нежиться на берегу Нила, охлаждаемая легким искусственным бризом, создаваемым с помощью величественных царских вееров. Почитателями вееров стали и греки, и римляне. Веер поднялся до вершины Олимпа, вошел в мифологию весьма нежным образом – как атрибут богини любви Афродиты. В Риме его называли «флабелум». Там делали веера с очень длинной ручкой, что иногда требовало использования «флабелиферов», то есть рабов, изучивших искусство размахивать веером грациозно и деликатно. Не каждый умел пользоваться им хорошо, и это создало новую профессию.
Опахало известно на Востоке ещё с глубокой древности — они изготовлялись из пальмовых и лотосовых листьев. В Индии веер был атрибутом королевского положения, а в Японии — символом военной власти.
Первые сведения о появлении веера в Китае относятся к VIII—II векам до нашей эры. Это были своеобразные опахала с деревянной ручкой и перьями. Со временем этот предмет совершенствовался, появлялись разные виды вееров: на ручке в рамке натянутые овальные или круглые полотна из тонкой специальной бумаги, различных материалов, а также веера из тростника, лотоса.
В императорском дворце веера украшались шелковыми вышивками — картинками, каллиграфией. Опахала-веера были привезены в подарок японскому императору и так пришлись ко двору, что вскоре вся знать уже пользовалась этим удобным изысканным предметом.
Особую роль веер играет в японском театре Кабуки. В Японии веер также использовался как оружие (например, утива, гунбай). Можно почитать:http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B5%D0%B5%D1%80
Superb Antique Fan, Tortoise Shell and Hand Made Lace

A stunning fan, perfect for the collector, this one has guards and sticks of fine reticulated and creamy ivory, c.1840-50 tortoise shell, and the leaf is a perfectly stunning hand made lace masterpiece
Японские мастера меняли, совершенствовали формы и создали в результате складной веер из деревянных обструганных дощечек и складывающихся в гармошку полукругом специальной бумаги. Они назывались сэнсу. И вот уже в 988 году теперь уже японские монахи дарят императору Китая династии Северная Сун два веера в виде летучей мыши и двадцать других разнообразных красочных складных вееров.
В Европе во всеобщее употребление веера входят в 16 в. В Испании делают вентароппу, в Италии — веера круглой формы и веера, украшенные перьями, — они входят в моду во Франции благодаря Екатерине Медичи. Вообще, в Италии изготавливались веера различной формы в виде древесного листа, украшенного цветами, складные, современной формы. В Англии королева Елизавета (1558-1603) установила такой обычай, что королева от своих подданных может получать единственный подарок — веер, поэтому она была названа «покровительницей вееров».
-----------------
Но наибольший расцвет веера пришелся на XVIII век. Соучастник женского кокетства, он превратился в тайное оружие соблазна, за его легким крылом скрывались томные взгляды. Веер стал средством общения. Он давал возможность говорить о многом более красноречиво и с меньшим риском. Тогдашнее высшее общество, живущее лихорадочной светской жизнью, испытывало постоянную потребность в ухаживании, комплиментах, в рассказах о любовных приключениях. Это было известно Гольдони, который в своих комедиях использовал возможности игры двусмысленностей посредством этого нового любовного инструмента.
This is an unusual 19th century fan showing a hand-coloured lithographic picture displayed within three cameos. There are people wearing mediaeval costume. in a Gothic background
1 is a finely carved ivory. Cantonese fan. There is a plain paper leaf with a very decorative round cameo to the centre
Oriental lacquer fan.
an eighteenth century fan decorated
an eighteenth century fan decorated with a basket of flowers amid birds The sticks are of carved and painted ivory showing a Chinoiserie scene. Condition : the leaf is split at one end (as seen in the photograph)
Наряду со складывающимися веерами из пергамента, использовались разноцветные веера из перьев павлина или страуса. Веер носили подвешенным к поясу при помощи золотой цепочки. Но настоящий бум был впереди. В XVII веке появились веера из кружева, украшенные зеркальцем или драгоценными камнями; веера в стиле «бризе», сработанные из тонких, изящно обработанных пластинок слоновой кости, поддерживаемых вверху с помощью натянутой ленты, а внизу перстнем. Украшения становились все более фантастическими, на веерах писали настоящие художественные миниатюры. Все больше использовались драгоценные камни, золото, серебро, эбеновое дерево, перламутр, панцирь черепахи. В 1673 году Людовик XIV учредил корпорацию мастеров по изготовлению вееров, творения которых шли нарасхват у парижских кокеток. Эти салонные дамы, по словам Мольера, были просто «смешными фантазерками», скрывавшими тщательно расписанные лица за «ширмами целомудрия».
ebonised fan with gauze leaf and sequins
В XVIII веке, веке свободных нравов, также были созданы новые веера: с пикантными рисунками, запрещенными для детей; со стратегическими дырочками, которые позволяли незаметно наблюдать за людьми; со сложными механизмами, посредством которых дама могла выразить свое согласие, назначить час встречи, и эти действия не были понятны другим. Для серьезных людей были серьезные веера, расписанные знаменитыми художниками.

Eventail de la Reine Victoria

Eventail en Ivoire Gratté
Китайский веер.One of a pair of ivory fans depicting scenes from Romance of the Western Chamber, approx. 1800-1911, Qing Dynasty. On display at the Asian Art Museum in San Francisco, California
----------------поздние-----------------
This Victorian era lovers lithography print fan dates from 1890.
Painted Silk Fan
1905-1915
Manufacturer: Duvelleroy, Paris
Silk, mother-of-pearl, paint, sequins
This Victorian era floral silk embroidered fan dates from 1900.

Hawkins, Louis Welden
Title Deutsch: Fächer auf goldenem Grund
Year 1905
Peacock fan, circa 1905
Adolphe Thomasse
1850-1930
------------------Веера на картинах---------------
Елизавета, подробнее и очень интересно:
http://community.livejournal.com/costumology/21775.html

Elizabeth I English School c 1595

Queen Elizabeth of England Young 1601-02

English: Anne of Denmark, Queen of England, Marcus Gheeraerts the Younger, Oil on canvas, Woburn Abbey
Date c.1611-1614

Cornelis_de_Vos
A Portrait Of A Woman With A Fan
Isaac Luttichuys
(1616-1673)
Portrait of a Young Girl with a Fan
Wallerant Vaillant
(1623-1677)

Diego Velázquez Porträt einer Dame mit Fächer
Year 1640-1642

Peter Paul Rubens

1778 fashion plate of French court dress with wide panniers and artificially enchanced "big hair". Plate 43 in Galerie des Modes for 1778.
Lady with Her Pets (Molly Wales Fobes)
Rufus Hathaway
born 1770 - died 1822
The Suitor I
Francesco Beda
Italian Academic Classical artist born 1840 - died 1900
A Harem Beauty Holding a Fan
Gabriel Joseph Marie Augustin Ferrier
(French, 1847-1914)
Private Box, Drury Lane, 1837
John Watkins Chapman

Franciszek Zmurko-Kobieta z wachlarzem- 1885
A Lady Holding A Fan
Jean Beauduin
Belgian artist born 1851 - died 1916
La Pensierosa (The Thinker)
John William Godward
My Lady Betty
Valentine Cameron Prinsep
English Pre-Raphaelite artist born 1838 -
Midsummer
Albert Joseph Moore
(British, 1841 - 1893)
The Debutantes
Marta Aronssohn-Danzig
1861 - 1922
Woman with a Fan, 1871
James Dawson Watson
(1832-1892)
Madame Monet in Japanese Costume (La Japonaise)
Claude Oscar Monet
French Impressionist painter & caricaturist born 1840 - died 1926
Luna
Edward Charles Halle
English Pre-Raphaelite artist born 1846 - died 1914
Веер с Жорж Санд и ее друзьями-
Fan depicting George Sand (1804-76) and her friends in 1838
Auguste Charpentier
(1813-1880)
-------------из перьев-----------------
Свадебный веер.
Orange Ostrich Feather Fan & Dance Card.
This Art Deco antique large natural ostrich feather lucite fan dance dates from the 1930s. It is made of seven large fluffy natural ostrich feathers plumes with white and brown hues
This antique Edwardian era green ostrich feather fan dates from 1910. It is made of three large fluffy sea foam green ostrich feathers plumes.
Superb Antique Fan, Tortoise Shell and Lush Ostrich Feathers
Painted Turkey Wings
Painted Turkey Wings
Painted Black Feather Fan
1880-1900
Painted Black Feather Fan
1880-1900
Goose feathers, wood, paint
В эпоху Людовика XIV (1638-1715) веера во Франции достигли необыкновенного совершенства. Благодаря влиянию маркизы де Помпадур веера расписывают великолепные живописцы, такие как Ватто, Буше и др.
Если кавалера той эпохи мы представляем со шпагой в руке, то дамским ее эквивалентом следует признать веер.
С революционными событиями цветы, амуры и пастушки, изображенные на веерах, уступают свое место портретам политических деятелей (Мирабо, Марат и др.) и изображениям текущих событий. Веера изготавливают в этот период из грубой материи.
В период Директории в моду входят веера-лилипуты небольших размеров, мода на них держится довольно долго. Во второй половине 19 в. веер сохраняется преимущественно только в бальных залах.
В веера вставляли зеркальца, которые позволяли наблюдать за интересующим объектом, находящимся сзади или сбоку, не поворачивая головы, увеличительные стекла, чтобы можно было лучше рассмотреть ту или иную особу, а при подходящей погоде – обратить на себя внимание, послав солнечный зайчик: ожог вполне мог сойти за укол стрелы Амура.
Дамы предпочитали складные веера-гармошки. Они украшались рисунками и вышивкой, расписывались самыми знаменитыми художниками. Постепенно размеры стали уменьшаться, все большее значение придавалось ажурным рейкам конструкции, а не полотну, их соединяющему. Такие ажурные веера получили даже особое название – «скелетики».
----------------------ADVERTISING and NOVELTY FANS---------------------
---------------------РЕКЛАМНЫЕ ВЕЕРА-----------------------------


Cinzano le Meilleur Aperitif by d'apres Cappiello 1920's




Cognac Richarpailloud by Jean d'Ylean 1930's



Fan - Closed
After winning the Battle of Manila (Philippines) on May 1, 1898 during the Spanish-American War, Admiral George Dewey became an American hero.

Admiral George Dewey Fan 1898-1899 Fan - Open

Dionne Quintuplets Lakeside Dyeworks Fan 1936 - In 1934 the first quintuplets to survive infancy were born to the Dionne family in Ontario, Canada.

Lawrence's Funeral Home Fan 1890-1910

Martha Washington 1876

Reed Brothers Market Fan - 1920- 1929















Cognac Richarpalloud Advertising Fan 1920's


Еще старинные бумажные рекламные веера:http://marinni.livejournal.com/265153.html
-------------------------------Язык веера------------------------------
Франция. 1774 г. Еще со времен испанской моды сложился язык веера.
Веер был для светских дам XVIII века не только опахалом, но и «семафором», и иногда «прибором наблюдения». В традициях средневековой испанской школы тем или иным образом раскрытый или повернутый веер говорил «да» или «нет», назначал свидание или указывал на те или иные чувства…
Если его резко складывали, то как бы произносили: «Вы мне неинтересны!».
Развернутый, прикрывающий грудь веер молил: «Будьте сдержанным».
Веер, направленный широким концом к собеседнику, означал согласие на флирт.
Антипатию выражал узкий конец сложенного веера, а дуга, описанная им, предупреждала: «За нами следят...».
Когда сложенный веер держали прямо, это значило: «Говорите смело».
Если развертывали одну створку — предлагали братскую, чистую дружбу; если две — влюбленную дружбу.
Раздвинуть три створки было все равно что признаться: «Я вас люблю»;
полностью раскрытый веер — назначить свидание в доме кавалера;
раскрыть и резко сложить — свидание у дамы. «Когда?» — «В три часа в четверг», — отвечают три легких удара пальчиком по четвертой створке и т. п.
Википедия:http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B5%D0%B5%D1%80
Картинки собраны из разных интернет-источников и с антикварных, аукционных сайтов.
http://moikompas.ru/compas/veer
Текст:http://byaki.net/index.php?newsid=2365
http://dances.nsk.su/library/veer.html
http://www.oculus.ru/blog.php?id=324&a=18
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →