Виктория "Лиса" (kalte_winter) wrote in costume_history,
Виктория "Лиса"
kalte_winter
costume_history

Categories:

Нагая мода/à la sauvage

В истории костюма есть периоды как абсолютного целомудрия когда женщина была закрыта от макушки до пальцев ног, так и полнейшей фривольности являвшей наблюдателям все прелести фигуры, не скрывая абсолютно ничего. Об одной из таких прихотей моды в нашем случае именовавшейся «à la sauvage» (в дословном переводе — дикой) и будет рассказано ниже.


Модная карикатура. Айзек Круикшенк, 24 ноября 1799 года.


Мода эта зародилась в Париже, взяв за основу античную эстетику вновь введённую в обиход англичанами и добавив к ней французской пикантности.
«à la sauvage» была характерна прежде всего для французских метрополий, не только англичане, но и сами французы подсмеивались над её излишней откровенностью и непристойностью.


Модная карикатура. Луи-Леопольд Буалли 1797, девушка одетая по последней моде (merveilleuse) принята за проститутку и отказывается от монеты, предлагаемой ей.



Они щеголяли в укороченных, абсолютно прозрачных муслиновых платьях на голое теле. Для пущего эффекта они смачивали ткань водой, чтобы та, прилипнув к телу, лучше подчеркивали его пикантные выпуклости и ложбинки.



В Париже представительницей этой моды была всеми признанная мадам Тальен, которая была «красивее капитолийской Венеры», как написала в своих мемуарах графиня д'Абрант. У мадам Тальен были бархатистые черные волосы, коротко остриженные, завитые на концах, такая прическа тогда называлась а ля Тит (à la Titus). Говорят, она носила простое платье из индийского муслина, собранное в складки по античному образцу и застегнутое на плече камеей. Камеями был украшен и пояс, рукав над локтем заканчивался золотым браслетом. «Нагая» мода, хотя и экономила на материале, но зато увлекалась драгоценностями. Эта мода была предметом постоянного разговора в обществе, она возбуждала насмешки и была постоянной мишенью для нареканий. Все самые влиятельные дамы той эпохи не прошли мимо «нагой» моды. Среди её поклонниц можно вспомнить мадам Рекамье, младшую сестру Наполеона — Паолетту, да и саму Жозефину.


Жак-Луи Давид — Портрет госпожи Хэмэлин, 1798


Робер Лефевр — Портрет Паолетты Бонапарт


Француа Жерар — Портрет мадам Рекамье


Пьер Поль Прюдон — Портрет Жозефины Богарнэ (фрагмент), 1805

Врачи указывали на то, что в угоду новой моде принесено много жертв; путешественники приходили в ужас от смелости парижанок.
«Journal des modes» в 1802 году предлагал дамам посетить Монмартрское кладбище, чтобы посмотреть, сколько молодых женщин стали жертвами «нагой» моды.
Писатель Коцебу в своих воспоминаниях пишет о парижских модах в 1804 году, что туалеты, которые считаются здесь сдержанными и элегантными, сто лет назад не разрешались даже женщинам лёгкого поведения.

Прозрачные платья-рубашки (так называемые chemise) стали предметом шуток, таких например, как это стихотворение:
Рубашка в обтяжку по моде,
Рубашка в обтяжку,
О, так удобно, рубашка,
Рубашка в обтяжку,
Так выгодно, так модно!



Верхний ряд — платья из музея костюмов Киото. Слева направо: 1802, 1810 и 1805 год.

История сохранила то ли анекдот, то ли быль о запрещении Наполеоном «нагой моды»: на одном из пышных дворцовых приемов император заметил красивую молодую даму в очень смелом наряде. Он громко вызвал её из толпы и грозно сказал: «Мадам, вы раздеты, идите оденьтесь!».
Всего эта мода продержалась чуть более десяти лет и сменилась более строгой и пышной в угоду немалому размаху новой империи. Хотя прозрачные платья рубашечного кроя не исчезли совсем, а перешли в разряд нижней одежды.
Tags: 19 век
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments