murskij (murskij) wrote in costume_history,
murskij
murskij
costume_history

Categories:

Бавария




Тёмное подвенечное платье. Фото 1900 года.


Хессен


Тироль


Тюрингия


Тироль

Всем известны слова Dirndl и Tracht, но что же они означают? Слово «Tracht» происходит от слова «tragen» - носить, со временем так стали обозначать весь комплекс народного костюма. Первоначально же название Dirndl относилось к рабочей одежде женской прислуги и обозначало сокращение от Dirndlgewand – «одежда девушки». (южнонемецкое: "Dirn" - девушка).
Народный костюм - это то, что отбиралось веками и создавалось не один день. Немецкий народный костюм складывается где-то к 16 веку. Первоначально крестьянская одежда была сходна в покрое с городской. На изображениях 15 века одежда прислуги едва отличается по покрою от одежды господ. Разве только цветом, дорогими тканями, украшениями, меховой отделкой господского костюма.
Множество факторов повлияли на сложение комплекса народного костюма. Это и географические особенности местности, и влияние моды. Значительное влияние на костюм оказывал климат. Так толстое сукно использовалось всегда в горах, а лён преобладал в тёплой местности равнин. В областях с более сухим климатом (в предгорьях) бытовала соломенная обувь, плетенная из овса, в районах, где преобладала дождливая погода (на побережье) - носили кожаную или деревянную обувь.
Но говорить о немецком костюме, как о чем-то целостном, попросту нельзя. Вплоть до 19 столетия Германия находилась политически в раздробленном состоянии. Поэтому народный костюм различных областей (даже не земель), имея общие черты, столь различен. Жители Альп отличались в костюме от людей, живших на Майне. Фрисландия отличалась от Шлезвига, и швабы от хессенцев. Так же, как одежда католиков от одежды протестантов.
Определённые формы одежды были неизменны на протяжении столетий. Это платки, накидки, сорочки, куртки с мехом, деревянная и соломенная обувь. Эта одежда просуществовала до сегодняшнего дня. Праздничная одежда выглядела достаточно представительно и одновременно была практична и удобна.
Основные элементы женской одежды – блуза с широкими сборчатыми рукавами, жилет, юбка с множеством складок, передник.
Богато заложенные складками женские юбки сохраняют формы ренессансных юбок. Ещё сегодня можно видеть 200 складок на юбках жительниц Баварии. Юбки шили из шерсти, реже из льна или шёлка. Длина юбки в разных районах была различна. Один наряд достигал земли, другой щедро открывал полностью икры. Часто отделка лентами подола юбки не только оживляла цветом наряд, но и точно указывала на возраст и семейное положение. Если юбка была короткая, то иногда надевалось ещё до десяти нижних юбок, придавая женской фигуре форму причудливого колокола, под которым едва распознавались женские формы.
Передники обычно были немного короче юбки. Они были собраны в крупные складки. Часто передники были однотонные, украшенные пёстрой вышивкой, полосатые, из шёлка, льна, хлопка. Отделывались они кружевом и лентами. Многообразие декора передников не перечислить.
Формы жилетов и корсажей неисчислимы. Они изменяются со временем и от местности к местности, число вариантов приближается к сотне. В основном преобладают чёрные жилеты, простёганные на китовом усе с вышивкой золотом и серебром и более или менее пёстро отделанными бортами, шнурованные лентами или серебряной цепью. В юго-западной Германии глубокий вырез жилета прикрывался короткой накидкой напоминающей широкий воротник (Goller) (как и в швейцарском и австрийском народном костюме), рюшами жабо - Нижней Баварии, Шпреевальде, нагрудным платком – как в Хессене, Брауншвейге, Тюрингии.
В летнем праздничном платье из-под жилета часто виднелись рукава рубашки различной длины. Иногда рукава достигали локтя либо покрывали всю руку целиком, украшались изящной оборкой или узкой манжетой. Множество элементов в покрое или отделке осталось в женском костюме от моды Бидермейера.
Интересна традиция, сохранившаяся вплоть до 1920-х годов, делать подвенечное платье чёрным или тёмно-зеленым. При этом надевалась белая фата. Одни исследователи относят эту традицию к 16 веку, влиянию испанской моды на европейский костюм, другие обосновывают чёрное подвенечное платье протестантскими (менонитскими) религиозными традициями. В любом случае сегодня – это скорее экзотика, чем правило.
Для защиты от холода и дождя надевали шаль из льна или шерсти. С начала 19 века используются жакеты из ткани в цветочек, сочной окраски и тёмных тонов, часто украшенные тесёмочками, шелковой и жемчужной вышивкой. Манто были редкостью. Также женской верхней одеждой служила накидка с длинными рукавами иногда в частую мелкую складку, как носили в 15 и 16 столетии.
Так же как для мужчин, так и для женщин было недопустимо ходить без головного убора. Это позволялось только молодым незамужним девушкам. Для крестьянок платок был необходимостью во время полевых работ, они носили его также и дома, а некоторые не снимали платка, надевая шляпу или меховую шапку. Праздничный костюм или одежда для церкви украшался искусно завязанным, как в старой Баварии, платком из тяжелого чёрного шёлка, бахрома которого спускалась по спине.
Женские головные уборы могли быть различны в разных деревнях находящихся рядом. Конечно, основным головным убором был чепец, многообразно украшенный лентами, кружевом, искусственными цветами. Но как часто он меняет свою форму! От маленького колпачка на темени нисколько не покрывающего голову (как у жительниц Швальма) до золотых круглых чепцов на Бодензее, Пассау и Кэрнтене.
В предгорьях Альп женщины носят шляпки с неширокими полями, напоминающие мужские, а головной убор жительниц окрестностей Миндена или Букебурга напоминает до сих пор о средневековом хенене (высокий остроконечный головной убор средневековой знати). К югу от Донау находиться много областей, где меховые шапки из бобра, куницы, выдры заменили чепцы. Часто шапки надевались поверх чепцов, как в Малом Вассертале.
До 16 века цвета одежд были серые или светлые. Также достаточно часто встречался коричневый цвет. Только для воскресений и праздников цвет одежд был синий (голубой). В праздничные дни крестьяне не работали, а надевали специальные праздничные одежды голубого цвета. Отсюда произошло выражение «голубой понедельник» (Blau Montag) или „blaumachen“-«делать голубым» - т.е. бездельничать. Одежды состоятельных людей издавна отличались красочностью от серо - коричневых и голубых одежд простого люда. Сегодня народная одежда (Tracht) –это красочное, с большим вкусом и умением сделанное платье, надеваемое по праздникам или торжественным случаям.
Исторически сложилось так, что мужчины быстрее отказывались от традиционного костюма. Основные элементы мужской одежды это - брюки, куртка (пиджак), жилет. В современном народном костюме широко известны короткие баварские кожаные штаны- Lederhose. Но короткими мужские штаны были не всегда.
В 19 ст.(после французской революции 1793 года) в Эльзас и Пфальц пришли длинные брюки из Парижа. Эти брюки, широкие и длинные, были переняты из рабочей одежды, в их фасоне отсутствовало влияние модных салонов. Кстати один из нечастых моментов в истории костюма, когда имелось обратное влияние «низов на верхи». Широкие льняные брюки жителей Побережья были также переняты из рабочей одежды, но из привычных белых стали черными и использовались для посещения церкви и во время траура. Брюки не всегда были похожи на современные. Одно время это были две штанины, скреплённые или сшитые вместе, которые при помощи крючков пристёгивались к короткому жилету. В некоторых диалектах и сегодня есть выражение «Вeinhösln», штанины, как «пара брюк». В 16 столетии впервые появились шаровары, штанины которых были из богатого материала с толстыми складками под коленом. Долгое время похожий вариант мужских штанов существовал в костюме жителей Хойенштайна. С короткими штанами надевали мужчины вязаные чулки. Материал, краски, вышивки и узоры мужских чулок изменялись. До 19 ст. были они темно - синими, белой или серой шерсти или льна. В сегодняшнем Tracht используются только белые чулки.
Головные уборы также отличались многообразием. Для мужчин немыслимо было ходить с непокрытой головой. В шапке или шляпе сидели даже в пивной и снимали её только в церкви. Прежде горожане и крестьяне вообще пользовались колпаками, часто надеваемыми под шляпу. Меховые шапки с суконным покрытием, вначале существовавшие как головной убор молодых парней, позднее носили и женатые мужчины. Сохранившиеся с 18 века шляпы – треуголки остались в народном костюме Хессена. При этом неженатым парням полагалось носить треуголку острым концом вперед, женатым же мужчинам, наоборот - назад. Повседневные головные уборы едва чем-либо отличались от праздничных. Только тирольские широкополые шляпы как бы напоминают о мягких широкополых шляпах периода Тридцатилетней войны.
В 19 веке в Верхней Баварии и Северном Тироле распространились шляпы с узкими лентами и высокой тульей, напоминающие испанские 16-го века. Во Франконии и Швальме оставались долгое время популярными треуголки. Также вошёл в народный костюм цилиндр. В народном костюме верхней Баварии шляпы были обязательно зеленого цвета и украшались орлиным пухом, петушиными перьями, кисточками из волос серны. Богато украшенные, сшитые из бархата, полотна, сукна, народные костюмы, сегодня – не только и не столько украшение музеев. Это живая жизнь народа, которая продолжается в его костюме.
Tags: Германия, национальный костюм
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments