?

Log in

No account? Create an account

November 2022

S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930   

Tags

Powered by LiveJournal.com
harlequin

clement in costume_history

"Сокольничий" из коллекции амстердамского Рейксмузеума.

Датируется "Сокольничий" около 1485, приписывается мастеру домашней книги.





Можно ли сказать что-либо о социальном положении изображенных на основании их костюмов и обуви?

Comments

Экие, милявинькие мальчики!Причём тот, что с соколом,одет более модняво и кокетливо,а тот, что с гончими по беднее,по консервативнее.
Статус-дворяне,не богатые(впрочем,немцы тогда одевались попроще французов),возможно на службе, в свите.Смотри ,если
предположить,что художник передал все детали костюмов подробно,то мы видим так: головные уборы и причёска-у Сокольничего- модная завивка на длинные волосы и венок тоже харАктерный (такие венки носили женихи ,см. у Кранаха ,или по праздникам ,или любовники ,или куртуазирующие франты.У богатых венцы"шапо-де-флёр"были из металла, но здесь, похоже натурально ветки-травки. Возможно, это майский выезд.А ,возможно, намёк на собственную юность .)У Ловчего стрижка самая простая "под горшок" и шапочка тоже, так тогда даже ремесленники ходили,видимо чтоб от них отличаться он её страусёвым пером украсил,(если шапец алый ,то по богаче будет,но здесь не видно)Перо единственная кокетливая деталька в его наряде(подарок возможно).
Далее-плащ-только у С.опять же, весь за ради понтов,тогда такие короткие и кругпые ,на одно плечо ,как раз самый писк моды. ..(интересная деталь- на плаще прорези и часть его под пояс присобрана, а часть на руке свободно лежит .)Материя-тонкое,плотное,упругое сукно,дорогое.
Куртки -вамс у Ловчего явно перешит из бургундского роба,даже
"мауатр" в плечах оставлены ,а нагрудник простой, не стёганный,
возможно, даже холщёвый. У сокольничего вамс по итальянскому образцу ( опять же более модному) без баски,с небольшими, но
округлыми плечами, разрезами и зауженной нижней частью рукава.
Материя и там, и там,сукно.Но у Ловчего контрастная(скорее всего)
подкладка с простёжкой, её выпушка видна по обшлагам, застёжке и разрезу. А у второго подклада не видать-"дрожи, но фасон держи" (ещё один "+" за то что это май )! Рубашки-у Л.простая, а у С.-
из тонкого полотна, по складкам заметно.Шоссы/ледерзен -у обоих
сидят идеально ,без складок,хороший мастер шил.У Л. видна завязка
от брагетта(подобные моменты очень бесили моралистов,нравились
фривольно настроенной молодёжи, а теперь облегчают жизнь историкам
костюма и реконструкторам).Обувь- как раз самый разгар запретов,
штрафов и регламентов по поводу пуленов и длинны их носков .Вот
и здесь у Л. вполне "благонадёжные,идеологически выдерженные" и более удобные на охоте бсты(и возможно,более дешевые),а С. опять
не удержался одел длинноносые, с отворотами, гламурные пуленчики из тонкой, мягкой кожи(конечно,соколиная охота обычно верхами,а Л. за собаками ещё и по бурелому лезть...)Ну и наконец,у Сокольничего
длинные,мягкие перчатки из тонкой(аж ногти просвечивают!) кожи (замши\лайки?)что, учитывая когти птицы может быть весьма накладно
(Впрочем, не совсем ясно,может у него ещё одна перчатка "под сокола" одета?)А ещё у С. сумка видна позади и кинжал, возможно,
там в верхний клапан воткнут.вряд ли мальчик СОВСЕМ без оружия...
А Л.своё "орудие для разделки дичи" с гордостью носит(гХым-хым...)
Оно и понятно,он моложе собеседника,должОн гордиться!Может этот кинжал у него единственная дорогая вещь...Итог:Сокольничий одет модно и не дёшево, по сравнению с приятелем. НО так как, немецкие/бельгийские/нидерландские РЫЦАРИ
ИМЕЛИ ПРАВО УКРАШАТЬ свою одежду галуном ,золотной вышивкой и
жемчугом,а так же одевать пажей и слуг "как заблагорассудится" т.е.тоже со всякими отделками ,вышивками и гербами,чем оные рыцари
вовсю и пользовались, а здесь никаких отделок ,следовательно, это
МОЛОДЫЕ ДВОРЯНЕ В СТАТУСЕ ОРУЖЕНОСЦЕВ.
Цвет одежд, к сожалению, установить невозможно, т.к. это своего рода гравюра ("сухая игла", если быть совсем точным).

Правильно ли я понял, что несмотря на более богатый костюм фигуры справа Вы не видите достаточных оснований для предположения о разнице в социальном статусе между мужчинами? Иными словами, вариант "Сокольничий и его слуга" исключен?
Правиьно поняли .Я не вижу.Возможно найдутся другие мнения.Но если
господин ходит со слугой под ручку,позволяет лезть к себе за пазуху, томно гпядит на его ушко и водит к своему(хорошему)портному шить шоссы...Значит они любовники и это
картинка о странностях любви.Дюрер ,такими гравюрами во всю поправлял своё материалное полжение.У него помнится "ландскнехт и благородная дама","молодой дворянин и замужняя бюргерша","студент и бедная дворянка","молодая жена и старый купец"и прочие фривольные союзы .
Популярный жанр.Мечты народные .Но здесь разница в одежде скорее
на уровне:модно(и значит,дороже)-провинциальнее(и значит,дешевле).
И я ещё могу, предположить сына богатого купца ,который купил двух борзых и, зачем то,нарушив обычай, идет на охоту с молодым дворянским сыном.Но скорее всего они оба на службе у рыцаря и выгуливают не своих животных.Если уж "Сокольничий"...Кстати ,быть сокольничим было почётнее, чем ловчим .Вот и разница в понтах.К тому же он старше,
а хочет казаться молодым (и это в духе времени).Извиняюсь за долгий
рассказ,но в моде полно нюансов.Иногда важен не только год и страна,
но и месяц,и город-пригород.А я многого не знаю.Вот.ВЫВОД:ДА-в рамках
указанной даты+10 лет .ДА-в рамках возростной категории(до25лет).ДА-
в рамках ценовой категории материалов(сукно/хорошее сукно,полотно/
тонкое полотно,кожа/тонкая кожа).ДА-в должностном статусе(один с собаками,другой с птицами).ДА-в поведении(идут спокойно "под ручку")
ДА-из всего выше изложенного-считаю,что СОЦИАЛЬНЫЙ статус ОДИН.
С ПОПРАВКОЙ на отсутствие цвета и отделки ,и наличие не известных нам
характеров и биографий.Буду рада если кто-то что-то добавит или даст
ссылки .А вы хотите это сшить или для докла-ада препарируете ?
А вы хотите это сшить или для докла-ада препарируете ?

Нет, ни то, ни другое. Я интересуюсь изображением гомосексуальных отношений в искусстве XII-XVI веков. Диана Волфтал рассматривает эту работу и указывает на отсутствие очевидных статусных различий в костюмах мужчин. К сожалению, в её статье нет детального анализа костюма, и мне было интересно узнать мнение специалистов.

Подробнее о "Сокольничьем": http://www.livejournal.com/users/clement/182452.html?view=2594996#t2594996
Простите,что запезла к Вам в журнал.Последний вопрос снимается.
Мне очень понравились Ваши записи и то как обстоятельно вы раскрываете темы.Можно я буду к Вам заходить и иногда задавать
глупые вопросы ? О живописи.
Если к"Сокольничему"вернуться .НА второй картинке
,по одежде судя, точно паж и господин, и перчатка под соколом нормальная.Символы"Сокольничего".Да,конечно, "Майский венец" и распущенные кудри.Кинжал у Ловччего, хотя должены быть у обоих(не прилично это, на охоте, для мужчины без оружья,с одним только соколом).Перчатки тонкие, а сокол когтит.Сокол без наголовника
(как эту деталь экипировки называют,клобук что ли, не помню,но её кажется, лишь перед полётом на цель снимают,когда дичь уже видна)Перо в руке у С.используется, чтобы раздразнить,разозлить сокола ,а перо-манок на шапочке...Гончие на сворке,а бродячий пёс уже взял след(кто в пса бродячего ,чёрного,шелудивого превращается?).Гончих же для загона Зайца,Кабана и Оленя держали (может Вы о символике этих животных напишите, в связи иконографии с избранной темой?)Ну и ,
пресловутая обувка.Пулены в то время наряду с бургундскими рогатыми чепцами,моралистами считались изобретеньем адовым ,То истреблялись несщадно-реквизировались,сжигались публично,
обрезались на ногах застигнутых,,,То с ними эконмически бороться
начинали-штрафами ,регламентированной длинной,санкциями против
сапожников...Но модники их всё равно носили ,а сапожники делали.
Даже под угрозой репрессий.Даже после папской запрещающей буллы 1480года Такие вот страсти вокруг тапочек.В одном городе нельзя
в другом можно,но "длинной в два пальцовых сустава",а в третьем,
конечно нельзя ,но если очень хочется...За отдельную плату и не
всем...Вот так и выходит,что В КОНТЕКСТЕ наш модник Сокольничий
ставит себя в весма уязвимое положение и подставляется сразу по
всем пунктам ,откровенно.В отличае от его скрытного приятеля. Да.Ещё,соколиная охота считалась благороднее псовой.И пригодной
женщинам .Такая вот картинка многозначная.Нарисовано так, что
каждый может выразить своё мнение.Кто-то увидит провокацию,а кто-
то совращение.Кто-то,осудит безнравственную молодёжь,а кто-то
восхитится куртуазией.Кто-то заметит бытовуху,а кто-то аллегорию.
Хороший автор. Берёт зрителя и выпускает его на свободу...
Спасибо!Люблю рассматривать детальки на картинках.Жаль,только
кратко изъяснятться не умею.Извините за отсутствие ссылок.
Спасибо Вам за подробный ответ.

Мне очень понравились Ваши записи и то как обстоятельно вы раскрываете темы.Можно я буду к Вам заходить и иногда задавать
глупые вопросы ?


Буду рад Вас у себя видеть.

Гончих же для загона Зайца,Кабана и Оленя держали (может Вы о символике этих животных напишите, в связи иконографии с избранной темой?)

Да Зайца у меня всё руки никак не дойдут, хотя Босвелл писал о нем. Кабаны и олени же мне не попадалаись - чем они были замечательны?