Лина (ranwen_daerin) wrote in costume_history,
Лина
ranwen_daerin
costume_history

Categories:

Личный опыт


Собственно говоря, изготавливался костюм простой, примерно для среднего слоя населения; полигонный, т.е. не имеющий шлейфа. Для аристократии стоит использовать более изысканную ткань, чем простая шерсть на далматику и лен на рубашку, большее количество отделки, а также добавить воротник, свои соображения по его изготовлению изложу ниже (еще не бралась за него).
1) Нижняя рубашка (туника). Материал - белый лен , более тонкий или более грубый в зависимости от социального слоя. Крой прямоугольный т.е. два прямоугольника - основа, треугольные клинья в боках или спереди и сзади, могут быть от талии или от подмышек, рукава прямые или сужающиеся к запястью, без застежки. Подмышечные клинья прямоугольные или квадратные. Воротник с прорезью по центру, застегивающейся на фибулу или на завязках. Воротник, разрез на нем, манжеты и подол могут украшаться тесьмой, вышивкой, галуном.
Раскрой: Берем мерку роста от плеча до пола (можно до щиколотки) - это одна сторона прямоугольника, вторая его сторона - деленный пополам обхват груди, получим основу рубашки. Не забываем припуски на усадку и швы!! Таких прямоугольников нам нужно два. Прорезаем в них воротник (два полукруга, на спине глубина меньше, чем спереди), складываем перед по центру, делаем разрез максимум 20 см. После этого сшиваем по плечам, обрабатываем воротник и разрез.
Кроим рукава, для этого сгибаем руку в локте и измеряем длину от плеча до запястья через согнутый локоть. Это длина прямоугольника. Потом делаем из мерной ленты петлю около 50 см, надеваем на место крепления руки к плечу и рукой крутим (с этой меркой лучше попросить помощи), проверяем, свободно ли рука движется. Уменьшаем или увеличиваем петлю по необходимости, пока не находим минимально удобный размер петли. Это ширина рукава. Если мы хотим сужающийся рукав, то нам еще понадобится обхват кулака - получим не прямоугольник, а равнобокую трапецию, меньшая сторона которой будет равняться обхвату кулака. И мы, конечно же, не забыли припуски на швы!!!
Середину верха рукава (более широкой части нашей трапеции) прикалываем к плечевому шву, лицом к лицу, потом прикалываем остальное и пришиваем. Получается такое нечто крестоподобное, складываем по плечам и середине рукава, выходит буква Т. Дальше вшиваем подмышечные клинья - квадраты или ромбы со стороной 15-20 см, их нужно два, можно выкроить вместо каждого квадрата/ромба по два равнобедренных треугольника. Прикалываем одну из сторон клина, лицом к лицу, начиная с уголка, к одной из сторон рукава или основы (во внутреннем углу полученной буквы Т), потом - также, с этого же уголка, к другой стороне - и так, пока не приколем/пришьем все четыре стороны клина, при нормальном складывании рубашки квадрат/ромб складывается в треугольник.
Теперь вшиваем боковые/передне-задние клинья, они представляют из себя равнобедренные треугольники, могут идти от талии или подмышек (т.е. оттуда, где заканчивается подмышечный клин) -это длину стороны треугольника мы получим, а ширина основания должна быть не менее 30 см (длина подола менее 1,5м в шаге неудобна).
Обрабатываем манжеты и подол.
Рубашка такая актуальна века до XIII, а то и позже, причем как для мальчиков, так и для девочек, по той же схеме шьются европейские верхние платья IX-X веков женские и до XII века мужские.
2) Далматика - верхнее платье. Я шила из шерсти, для аристократии может быть парчовым. В основе - та же самая основа платья, только может быть как шире/длиннее/со шлейфом для аристократии, так и до щиколотки и короче у простолюдинок. Рукава у далматики короткие (максимум до локтя) и широкие, так что не требуют подмышечных клиньев. Помимо подола и низа рукавов обычно широкая полоса отделки идет по середине переда, т. е. передние клинья недопустимы. Воротник далматики делается более широким, не имеет застежек и завязок, тоже отделывается. Я использовала для отделки далматики широкий металлизированный галун с узором (церковная лавка на Раушской набережной) шириной 5 см, ушло около 5 м. Можно также отделывать тесьмой и вышивкой, будет очень красиво, если пустить по переду не одну полосу отделки, а несколько.
3) Головной убор и воротник. Их я не изготавливала, могу изложить только свои соображения. Головной убор закрывает волосы и обычно является покрывалом, поверх которого надеты валик (поролон, обтянутый тканью) или плотный оголовник из тесьмы/бисера. Воротник - круг из плотного материала (картон, клееный лен - в меру возможностей), прорезается дырка для шеи - прилегать он должен плотно, сзади разрезается, обтягивается красивой тканью или обшивается тесьмой, украшается бусинами, бисером, стеклярусом, в зависимости от статуса носительницы. Завязывается на завязки. Размер воротника может быть рассчитан так: измеряет расстояние от плеча до плеча через ключицы, делим пополам и получаем максимально возможный радиус круга. меньший воротник будет смотреться нормально, а вот сильно бОльший - плохо.
Плащ обычно прямоугольный, укладывается в греческом стиле красивыми складками.
Много украшений, типа бус, браслетов, колец.
Tags: Византия, театральный костюм
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments