olgado (olgado) wrote in costume_history,
olgado
olgado
costume_history

Categories:

О русском костюме замолвите слово ...

   Недавно в галерее на Солянке прошла выставка "Ближе к телу. Русский костюм в фотографиях ХIХ - ХХI вв."
  
   На выставке были представлены фотографии крестьян Тверской, Рязанской, Владимирской, Калужской и многих других губерний. Меня восхитила гармоничность крестьянских костюмов в цвете, в пропорциях. И все это без помощи художников, стилистов, имиджмейкеров:)). И еще меня приятно поразило наличие у всех крестьянок украшений, в отличие от дня сегодняшнего, когда представительницы прекрасного пола, на мой взгляд, уделяют незаслуженно мало внимания аксессуарам.
  
   Раньше костюмы несли смысловую нагрузку - рисунки, узоры, переплетения цветов рассказывали о жизни людей. Костюмы - как тайнопись, как иероглифы, несли в себе зашифрованную информацию: что за человек, откуда и куда он идет, какому сословию принадлежит, чем занимается. Это поверхностный слой информации. Был еще и глубинный: тайна рождения, тайна бытия. Эти знания передавались с языческих времен из поколения в поколение, выполняли роль оберегов от злых духов. Со временем осталась лишь декоративная функция украшений, смысловая же, к сожалению, утеряна.



 Смысловая семантика
  
  Народная культура - это самодостаточная целостная система, где есть и философия, и естествознание, и аграрные науки, и экология, и многое другое. А называется это все- жизненный опыт поколений.
   
   Для русского костюма очень важна символика Мирового Древа. Это одно из представлений о Вселенной, согласно которому ветви Мирового Древа уходят высоко в небо (в мир божественный), корни - под землю (в "преисподнюю"), ствол соединяет, как ось, небо и землю, образуя земное пространство сущего мира. В нем соединены жизненно важные, базисные символы неба (круг), бога (треугольник), земли (крест). На основании этого можно понять глубинный смысл, вложенный в украшение жилища, костюма, предметов быта.
  
   Вертикальное условное деление на "верх", "низ" и "середину" наложило отпечаток на конструкцию и орнамент народного костюма. 
По вертикали человека  можно поделить на три уровня: "верх"- голова, наделенная разумом, способностью мыслить, накапливать знания, осознавая их значимость, символизирует "мир богов". Плечи и грудь символизируют "середину", "мир явный". В центре груди расположено сердце - источник чувств и эмоций. Живот - это система пищеварения и размножения, т.е. существование на стадии плотской (земной) жизни. Хотя живот и все, что ниже живота, символически относится к миру "нижнему", человек стоит ногами на "низе" (на земле), поэтому в костюме мир "нижний" не обозначен. 
  
   Горизонтальное условное деление Мира (времена года) нашло отражение в том, что костюмы предназначились специально к  какому-либл событию и времени года.
   
   Народный костюм  - это система, отражающая миропонимание человека. Смысловыми элементами этой системы являются части костюма: головной убор, рубаха, пояс, передник, понева, обувь, украшения. Форма этих частей и их украшение (символы) и есть средство выражения миропонимания.  



 Головной убор
   
  Головной убор женщины семантически представлял собой цельную космологическую систему. Семантически он означал устремление ввысь, к богам, к небу. Это отразилось в их "птичьих" названиях: "кокошник" ( "кокошь" - петух), "кичка" - утка, "сорока".
  
  Незамужние девушки носили открытый головной убор, представляющий собой повязку в виде ленты (полотенца) с открытой макушкой.
Смысл названий девичьих головных уборов означает "жизнь, как возможность воспарения вверх, в вечность" ( "Обруч", "Перевязка", "Венец").
  
   Головной убор изменялся в зависимости от возраста и семейного положения женщины. В день свадьбы после священнодействия, когда девушка "превращалась" в женщину, проходил обряд "расплетения косы". Подружки расплетали косу невесте. Они делили волосы пополам и заплетали две косы, укладывая их венчиком на затылке. Семантика обряда показывает, что девушка обрела свою половинку и соединилась с ней для дальнейшего продолжения рода. На нее надевали невысокий головной убор ("кичка молодухи") с едва намеченным рогом.
  
   После рождения первого ребенка молодуха, доказав свое плодородие, надевала рогатую кичку или высокий лопатообразный головной убор.









 Украшения
  
   Границей головы ("верха") как мифологизированного сосредоточия жизненных сил человека и тела ("низа") является шея. Шея - рубеж двух сфер, двух миров. Она должна была обладать системой защиты, которую и представляли собой воротник и ожерелья. 
  
   Женские ожерелья были круглыми (бусы), мужские - плоскими (гривны). Ожерелье символизировало путь от "верха" к "низу" (исход от Бога к человеку). От мистической силы включенных в ожерелье фигур, очевидно, зависело будущее человека. Круг и кольцо в культуре разных народов стали символами оберега, защиты от нежелаемого. Круг в народной культуре является той "границей", которая не пускает внутрь себя темное, злое, плохое.
  
   Русские женщины носили нагрудные и шейные украшения, которые плотно облегали шею в виде ажурного воротника и застегивались сзади. Такие украшения называли ошейниками.
  
    В ХIХ в. были распространены плоские украшения из разноцветного бисера, которые крепились вокруг шеи и спускались спереди до пояса или ниже. Эти украшения назывались "гайтанами".
  
    С глубокой древности руки женщины украшали браслеты из костяных бусин с пронизками из раковин, семантически означающих МИР (круглая бусина), спиралевидный виток жизни (раковина).
  
    Существовали еще и спиралевидные браслеты из меди. Медь ассоциировалась с западом, закатом жизни, потусторонним миром. Такие браслеты надевали умершему. Буквальный перевод слова "браслет" - постижение точки опоры, урок самобытности, проникновение истины в точку опоры.  
   








 Передник ( фото нет, но очень интересно:))
  
   Передник был важной частью женского костюма. Передник праздничного костюма нес в себе идею "паспорта" женщины.

   Идеограммами-символами женщина отображала на переднике свое бытие, тайное и явное.
  
    Замужество означало создание новой семьи и на переднике отображалось орнаментальным рядом "древо", рождение мальчиков обозначалось рядом "коней", рождение девочек - рядом "птичек". Смерть какого-либо члена семьи обозначалась изображением древа жизни "наискосок" вершинами, направленными к западу, к закату. Явное, имеющее место в жизни, располагалось на переднике ближе к подолу. Тайное, желаемое - ближе к сердцу.













 Обувь
  
   Обувь - граница, сквозь которую не должно проникать на тело нежелаемое, отрицательное. Отсюда идут обычаи оставлять обувь у порога, отряхивать обувь веником, потопать перед входом. 



   Жена Ф.И. Тютчева



   Русский костюм на постсоветском пространстве. Грустно. Очень.



   Основные позиции народного костюма:
    - Олицетворяет взаимосвязь с Мирозданием
    - Свидетельствует о целостности мировоззрения человека
    - Отражает особый язык общения с Миром, Богом
    - Способствует усилению собственной мощи и защиты от вредоносных сил

   Ничего не было случайным. Каждая вещь имела свое назначение и свое место в Мире. Человек имел целостное воззрение на Мир и себя в этом Мире. Об этом особенно ярко свидетельствует язык русского народного костюма, в котором каждая деталь - это образ Бога, его форма, глубочайшее содержание и Смысл. 

   Теоретически подкована :) благодаря замечательной книге Л.В. Каршиновой "Русский народный костюм"
Tags: украшения
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments