Однако в этом процессе общество как форма культуры начинает распадаться. Аристократия перестает быть слоем общества, формирующим культуру. А пришедшая ей на смену буржуазия, «задающая тон», в результате развития философии теряет свой религиозно-нравственный фундамент, а значит и основу своей «профессиональной этики». Теперь буржуазия также принимает материалистические взгляды. Развивается промышленность, спекуляция, биржевая активность. Потребность в культуре падает. В сфере производства, например, это найдет отражение в замене кустарных изделий, несущих на себе печать индивидуальности мастера, поточными машинными изделиями. Это изделия, рассчитанные на массовое сознание, массового обезличенного и обесцененного потребителя. Ведь развивающаяся промышленность создает и выдвигает как силу новый класс – рабочих, пролетариат. В основной своей массе – это маргинальные слои. Они выдвигают своих вождей, а те не просто пытаются отстаивать права рабочих, но и «продвинуть» их в центр общества. И развал культуры наверху дополняется ее отсутствием внизу. Таким образом? главная задача общества представляется как удовлетворение бытийных потребностей широких масс. Опасность такого положения осознается людьми искусства довольно быстро. Уже Гейне с ужасом пишет"Всей нашей цивилизации, завоеванию, достигнутому в изнурительной борьбе в течение стольких десятилетий, плодам благороднейшего труда наших предшественников угрожает победа коммунизма. Немецкие ремесленники в большинстве своем исповедуют неприкрытый атеизм... Эти когорты разрушения, эти саперы, угрожающие всему общественному зданию, бесконечно превосходят уравниловцев и бунтарей во всех других странах из-за ужасающей последовательности своей доктрины. Во всем том безумии, что их подхлестывает, есть, как сказал бы Полоний, свой метод". Против этого потом будут выступать Рескин, Моррис, общество «Искусств и ремесел», а также критика культуры Ницше. Все они будут говорить о необходимости возвращение ориентации общества на личность, о необходимости поднять вкус буржуазного общества, заменить машинное производство художественным ремеслом, дать рабочим доступ к более высокой эстетической форме жизни. Но здесь возникает проблема не только для общества, как потребителя произведений культуры, но главное – для художников, поэтов, композиторов как создателей. В обществе формируются свои псевдовкусы и оно находит художников, поэтов и музыкантов, которые этим вкусам удовлетворяют. Одновременно с этим и в искусстве идет процесс, снижающий его эстетический уровень. Он обусловлен обыденным просвещением, которое уже в XVIII веке подчинило искусство догме, согласно которой оно должно быть разумным и естественным. В XIX веке царит уже другая догма. Искусство уже должно быть реалистичным, должно быть натуралистической копией действительности. Действительность изображают без прикрас, с тяготением к "некрасивой", даже ужасной действительности. Миру художника и поэта угрожает не только падение вкуса, но и принципиальный отказ от собственной эстетической области, отказ от прекрасного. В таких условиях денди – становится одним из примеров противостояния такому обществу. Бодлер дал классическое определение дендизму и его истокам: "Дендизм предпочитает появляться в переходный период, когда демократия еще не всемогуща, а аристократия расшатана лишь отчасти. В таком водовороте времени становится возможным то, что деклассированные, внушающие омерзение праздные люди, не лишенные все же изначальной силы, приходят к мысли о необходимости создания своего рода новой аристократии, которая будет менее подвержена "разрушению", так как основывается на самом драгоценном и неистребимом, что не достигается трудом или деньгами, - на дарах неба. Денди - это последний порыв героизма в период заката". Таким образом как бы зафиксированы истоки и цели позиции, которую ее представители в XIX веке называли дендизмом. Денди - это не щеголь, не человек моды. Это культурно-аристократическая личность, которая утверждает себя в идущем ко дну обществе и, будучи не в силах одолеть судьбу времени, выступает его оппонентом благодаря мощи своего "я" и эстетической утонченности вкуса. Для этой цели он избирает более формальную сферу человеческого существования - область моды, ибо только здесь он может одержать верх над этим обществом. Такая позиция ведет к «формализации» человеческого существования. И только у Браммела, который сам целиком и полностью был членом своего общества, дендизм представляется самодостаточным.
Продолжение статьи
cyara о денди
Однако в этом процессе общество как форма культуры начинает распадаться. Аристократия перестает быть слоем общества, формирующим культуру. А пришедшая ей на смену буржуазия, «задающая тон», в результате развития философии теряет свой религиозно-нравственный фундамент, а значит и основу своей «профессиональной этики». Теперь буржуазия также принимает материалистические взгляды. Развивается промышленность, спекуляция, биржевая активность. Потребность в культуре падает. В сфере производства, например, это найдет отражение в замене кустарных изделий, несущих на себе печать индивидуальности мастера, поточными машинными изделиями. Это изделия, рассчитанные на массовое сознание, массового обезличенного и обесцененного потребителя. Ведь развивающаяся промышленность создает и выдвигает как силу новый класс – рабочих, пролетариат. В основной своей массе – это маргинальные слои. Они выдвигают своих вождей, а те не просто пытаются отстаивать права рабочих, но и «продвинуть» их в центр общества. И развал культуры наверху дополняется ее отсутствием внизу. Таким образом? главная задача общества представляется как удовлетворение бытийных потребностей широких масс. Опасность такого положения осознается людьми искусства довольно быстро. Уже Гейне с ужасом пишет"Всей нашей цивилизации, завоеванию, достигнутому в изнурительной борьбе в течение стольких десятилетий, плодам благороднейшего труда наших предшественников угрожает победа коммунизма. Немецкие ремесленники в большинстве своем исповедуют неприкрытый атеизм... Эти когорты разрушения, эти саперы, угрожающие всему общественному зданию, бесконечно превосходят уравниловцев и бунтарей во всех других странах из-за ужасающей последовательности своей доктрины. Во всем том безумии, что их подхлестывает, есть, как сказал бы Полоний, свой метод". Против этого потом будут выступать Рескин, Моррис, общество «Искусств и ремесел», а также критика культуры Ницше. Все они будут говорить о необходимости возвращение ориентации общества на личность, о необходимости поднять вкус буржуазного общества, заменить машинное производство художественным ремеслом, дать рабочим доступ к более высокой эстетической форме жизни. Но здесь возникает проблема не только для общества, как потребителя произведений культуры, но главное – для художников, поэтов, композиторов как создателей. В обществе формируются свои псевдовкусы и оно находит художников, поэтов и музыкантов, которые этим вкусам удовлетворяют. Одновременно с этим и в искусстве идет процесс, снижающий его эстетический уровень. Он обусловлен обыденным просвещением, которое уже в XVIII веке подчинило искусство догме, согласно которой оно должно быть разумным и естественным. В XIX веке царит уже другая догма. Искусство уже должно быть реалистичным, должно быть натуралистической копией действительности. Действительность изображают без прикрас, с тяготением к "некрасивой", даже ужасной действительности. Миру художника и поэта угрожает не только падение вкуса, но и принципиальный отказ от собственной эстетической области, отказ от прекрасного. В таких условиях денди – становится одним из примеров противостояния такому обществу. Бодлер дал классическое определение дендизму и его истокам: "Дендизм предпочитает появляться в переходный период, когда демократия еще не всемогуща, а аристократия расшатана лишь отчасти. В таком водовороте времени становится возможным то, что деклассированные, внушающие омерзение праздные люди, не лишенные все же изначальной силы, приходят к мысли о необходимости создания своего рода новой аристократии, которая будет менее подвержена "разрушению", так как основывается на самом драгоценном и неистребимом, что не достигается трудом или деньгами, - на дарах неба. Денди - это последний порыв героизма в период заката". Таким образом как бы зафиксированы истоки и цели позиции, которую ее представители в XIX веке называли дендизмом. Денди - это не щеголь, не человек моды. Это культурно-аристократическая личность, которая утверждает себя в идущем ко дну обществе и, будучи не в силах одолеть судьбу времени, выступает его оппонентом благодаря мощи своего "я" и эстетической утонченности вкуса. Для этой цели он избирает более формальную сферу человеческого существования - область моды, ибо только здесь он может одержать верх над этим обществом. Такая позиция ведет к «формализации» человеческого существования. И только у Браммела, который сам целиком и полностью был членом своего общества, дендизм представляется самодостаточным.
-
Выставка о моде XIX века на ВДНХ
Выставка «Век 19-й. Изменчивая мода. От ампира до модерна» до 20 апреля. Полная версия поста тут Сверху: Кожаные туфли на…
-
Из экспозиции «Мир женщины и её увлечений» в Павловске
Полная версия поста тут Модные картинки из немецкого журнала. Берлин, 1897-1900 гг. 2 - чепец. Россия, нач. XX в. Конверт для хранения…
-
Выставка аксессуаров в музее костюма в Павловске
Выставка «Зонты императриц. Против солнца и дождя» - исторически памятное и приобретенное музеем. Приятно, что можно осмотреть с разных…
- Post a new comment
- 0 comments
- Post a new comment
- 0 comments