whoopee_mama (whoopee_mama) wrote in costume_history,
whoopee_mama
whoopee_mama
costume_history

Categories:
  • Mood:

Флапперы


Перевод этой статьи о флапперах. Мода и некоторые социальные аспекты жизни "новой женщины".
* сноски оригинальной статьи я опустила

 

В 1920х на свет появилась новая женщина. Она курила, пила, танцевала и голосовала. Она стригла волосы, красилась и ходила на вечеринки с поцелуями. Она была ветреной и бесшабашной. Она была «хлопушкой».

 

«Молодое поколение»

 

До начала Первой Мировой войны на пике моды находилась «гибсоновская девушка». Вдохновленные рисунками Чарльза Гибсона девушки носили длинные прямые юбки и блузки с высокими воротничками, а длинные волосы укладывали в подобие прически «помпадур». Они были женственными, но в то же время им удалось частично преодолеть гендерный барьер, потому что такой наряд позволял им заниматься спортом, в том числе играть в гольф, кататься на велосипеде и роликовых коньках.

Началась Первая Мировая война. Молодежь всего мира была принесена в жертву идеалам и ошибкам старшего поколения. Тяготы окопной жизни мало кому оставляли надежду на то, что они доживут до возвращения домой. Они обнаружили, что поражены болезнью «ешь-пей-будь-весел-ведь-завтра-мы-можем-умереть». Вдали от общества, которое их вырастило и поставило перед лицом смерти, перед отправкой на фронт многие искали (и находили) приключений на свою голову.

Когда война закончилась, выжившие вернулись по домам, и мир попытался вернуться в свое обычное состояние. К сожалению, жизнь в мирное время оказалась тяжелее, чем предполагалось. Во время войны мальчишки в дальних землях сражались против врага и смерти; девушки, движимые патриотическим пылом, энергично пополняли ряды рабочей силы — и те, и другие выбились из структуры общества и обнаружили, что вернуться не так просто.

От них ждали, что они приспособятся к заведенному порядку американской жизни, как если бы ничего не произошло; подчинятся моральному диктату старшего поколения, продолжавшего с их точки зрения смотреть на мир сквозь розовые очки, которые с молодежи сняла война. Они не могли так поступить и весьма дерзко об этом заявили.

После войны женщины в той же степени, что и мужчины, стремились не допустить возвращения к старым общественным правилам и прежнему распределению социальных ролей. Во времена «гибсоновских девушек» молодые женщины не ходили на свидания: они ждали, пока подходящий молодой человек с подходящими намерениями (а именно с намерением заключить брак) окажет им официальные знаки внимания. Впрочем, почти целое поколение молодых мужчин умерло во время войны, так что почти целое поколение молодых женщин осталось без возможных поклонников. Молодые женщины решили, что они не хотят загубить свои жизни тщетным ожиданием, превратившись, в конце концов, в старых дев; они собирались наслаждаться жизнью.

Молодое поколение порывало со старым набором ценностей.

 

«Хлопушка».

 

Термин «хлопушка» впервые появился в Великобритании после Первой Мировой войны. Так называли молоденьких нескладных девчонок, которые ещё не ступили на путь превращения в женщину.

В США такие писатели, как Ф.С. Фицджеральд и художники наподобие Джона Хелда-младшего ввели этот термин в употребление, наполовину отражая, а наполовину создавая образ и стиль «хлопушек». Фицджеральд описал образцовую «хлопушку» как «привлекательную, дорогую штучку лет 19». Хелд подчеркнул образ, рисуя девчонок в не застегнутых галошах, которые издавали «хлопающий» звук при ходьбе.

Многие старались охарактеризовать «хлопушек». В этимологическом словаре Уильяма и Мэри Моррис утверждается, что «В Америке «хлопушкой» всегда считалась легкомысленная, привлекательная, чуждая условностям юная особа, которая, по словам Менкена, была «глупышкой, полной диких идей и склонной восставать против правил и указаний старших».

 

Образ «хлопушки».

 

Образ «хлопушки» основывался на радикальных и для кого-то шокирующих изменениях в женской одежде и прическах. Почти каждый предмет одежды был отделан и облегчен так, чтобы обеспечить свободу движений.

Девушки снимали корсеты, отправляясь танцевать. Новые энергичные танцы эпохи джаза требовали, чтобы женщина могла двигаться свободно, а «панцири» этого не позволяли. Корсеты и панталоны сменило нижнее белье без застежек.

Верхняя одежда «хлопушек» была ещё более необычной. Этот стиль носил название «гарсон» (от французского «мальчик»), и начало ему было положено Коко Шанель. Женщины плотно перевязывали грудь полосками ткани, чтобы сделать её более плоской, стремясь выглядеть как мальчишки. Талии смещались на линию бедер. Девушки носили чулки, часто с поясом, из вискозы (искусственного шелка), производство которой началось в 1923 году. Подол юбки также стал приподниматься в 1920-ые. Первоначально он укоротился всего на несколько дюймов, но в период с 1925 по 1927 длина юбок «хлопушек» доходила до колена. Юбка имела длину на дюйм ниже колен — чулки закатывались и скручивались так, чтобы край чулка начинался на линии подола юбки. Задумывалось это затем, чтобы, если девушка прогуливалась при легком ветерке, время от времени были видны её коленки (которые не румянили – это лишь газетные сплетни), — но всегда как бы случайно, в манере купающейся Венеры.

Девушка Гибсона, гордившаяся своими длинными, пышными, красивыми волосами, была шокирована, когда «хлопушки» обрезали свои. Короткая стрижка называлась «боб», позднее она была заменена ещё более короткой – «шингл» или «Итон». Стрижка шингл была гладкой, с двумя завитками, которые прикрывали уши. «Хлопушки» часто завершали свой образ фетровой шляпой в форме колокола, которая называлась клош.

«Хлопушки» начали накладывать макияж, что раньше позволяли себе только женщины легкого поведения. Румяна, пудра, карандаш для глаз и помада стали чрезвычайно популярны.

Красота – вот мода 1925 года. Девушка была явно и сильно накрашена; не естественность, а полная искусственность: мертвенная бледность, ядовито-красные губы, густо обведенные глаза, которые напоминали не столько следы порока (как замышлялось), сколько последствия диабета.

 

Образ жизни хлопушек».

 

Отличительными чертами образа жизни «хлопушек» были бесшабашность, искренность и сексуальность. Они цеплялись за молодость, как если бы она могла покинуть их в любой момент.

Им хотелось быть другими, хотелось подчеркнуть отказ от моральных норм «гибсоновской девушки». И «хлопушки» начали курить, хотя ранее курение было доступно только мужчинам. Их родители были в шоке.

«Я был уверен, что мои девочки никогда не носили в карманах фляжек со спиртным, не флиртовали с чужими мужьями и не курили. Моя жена разделяла это самоуверенное заблуждение и однажды произнесла что-то в этом духе за обедом. А затем начала обсуждать других девушек.

Моя жена сообщила, что слышала, будто дочка Смитов устраивала у себя вечеринки, на которых можно было курить. Она сказала это для Элизабет, которая общалась с этой девицей. Элизабет посмотрела на мать с любопытством, а потом повернулась ко мне и произнесла: ”Пап, дай-ка глянуть на твои сигареты”. Я без малейших подозрений бросил ей пачку. Она вытащила из пачки сигарету, зажала её в губах, вытащила сигарету из моего рта, прикурила и пустила дым в потолок. Моя жена чуть не упала со стула, и я бы тоже свалился со своего, если бы не застыл от изумления».

Курение не было самым возмутительным из всего, что делали бунтарки. Они пили спиртное. Ко времени сухого закона рано к этому. Некоторые из них носили с собой фляжки, чтобы выпивка всегда была под рукой. Многие взрослые были не в восторге от вида пьяных молоденьких девушек. «Хлопушка» имела скандальную репутацию «легкомысленной, нарумяненной стриженой и нетрезвой девицы, отплясывающей под непристойные мотивы джазового квартета».

1920-ые были джазовой эпохой, и наиболее популярным времяпрепровождением в среде «хлопушек» были танцы. Танцы эти – чарльстон, блек-боттом и шимми – старшее поколение считало «дикими». «Хлопушки» «носились как лошади, ковыляли как хромые утки, да и вообще двигались как калеки; и все это под варварский вой странных инструментов – не иначе как бал в Бедламе». Для молодых танцы как нельзя лучше сочетались с их стремительным образом жизни.

Впервые со времен поезда и велосипеда новый вид скоростного передвижения стал популярен. Нововведения Генри Форда сделали автомобиль доступным. Автомобиль стал превосходным атрибутом нового стиля жизни: он был быстрым и опасным. «Хлопушки» и сами садились за руль автомобиля.

К ужасу своих родителей девушки использовали машину не только как средство передвижения: заднее сидение использовалось для петтинга. Некоторые устраивали вечеринки с поцелуями. Несмотря на мальчишеский стиль одежды, «хлопушки» щеголяли своей сексуальностью.

 

Конец эры флапперов.

 

Многих шокировали вольное поведение и короткие наряды «хлопушек», и все же сдержанная версия этого стиля стала считаться приемлемой как для молодых, так и для старшего поколения. Женщины обстригали волосы и отказывались от ношения корсетов, но далеко не все из них шли дальше.

Если судить по внешнему виду, то я – «хлопушка». Я подходящего возраста, я ношу стрижку боб (как же она удобна!), я припудриваю нос. Я надеваю юбки с бахромой, яркие свитера и шарфы, блузки с воротниками «под Питера Пэна» и туфли на низком каблуке. Я обожаю танцевать. Я провожу много времени в автомобилях. Я хожу на танцы, студенческие балы, спортивные соревнования и другие увеселения, которые устраивают в мужских колледжах. Но ни одна стопроцентная «хлопушка» никогда не заявила бы, что мы с ней принадлежим к одному клану или имеем хоть отдаленное сходство. Я не пользуюсь румянами и помадой, не выдергиваю брови. Я не курю (пробовала, но мне не понравилось), не пью, не рассказываю историй о своих любовных похождениях, я не позволяю себя лапать.

В конце 1920-х обвал на бирже привел мир к экономической депрессии. Пришел конец фривольности и беззаботности. И все же большая часть изменений, принесенных «хлопушками» осталась.

В 1920-ые «хлопушки» сумели выйти за рамки викторианских представлений о женщине. Они перестали носить корсет, обстригли волосы, изменили покрой одежды так, чтобы облегчить движения, начали пользоваться макияжем, изобрели свидания и заявили о своей сексуальности. Именно «хлопушки» создали образ новой или современной женщины.

 


Tags: 1920
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments