неживой журнал (irensmiren) wrote in costume_history,
неживой журнал
irensmiren
costume_history

Category:

В Этнографическом музее Санкт-Петербурга проходит выставка    
"Этноджинс: все оттенки синего".      
(до 1 декабря)
Кто приедет на СТАЖИРОВКУ сможет посмотреть вживую:)


1
Надписи на этой (первой) витрине к сожалению плохо сфоткались, на темном фоне сарафана, не читаются.

2.
          
3 -4



5.  Штаны мужск, конец 19в, Вологодская губ, коми-пермяки, льняной холст.


6. Рукавицы, конец 19в, Вологодская губ.


Синяя, полосатая, клетчатая и набойчатая ткань синего цвета часто использовалась в убранстве жилища. Люлька с пологом, постельные принадлежности, скатерти, половики всех оттенков индиго в 19в. и перв. половине 20в. являлись неотьемлемой частью традиционного интерьера.

7. "Зыбка" - детская колыбель с пологом.


8.

9. Занавески,  Пермская губ, нач 20в, льняной холст.


10. Скатерть - 30-40гг 19века, Вятская губ.



11.  Детская одежда,  2я половина 19в, Вологодская губ, льняной холст.


12.  Куклы,  2я половина 19века, Европейская Россия.


Индиго - природный кубовый краситель.  Название "кубовый" возникло благодаря способу изготовления красителя: его необходимо было настаивать в специальных чанах - "кубах". Искусные мастера - "синильщики", "красильщики" - могли придать ткани любой оттенок от глубокого синего до светло-голубого. Из "синюхи" шили праздничную и будничную одежду, головные уборы, ее могли использовать и при изготовлении обуви.

13.  Образец крашенины с биркой владельца, нач 20в, Вологодская губ.
В баночках - натуральные красители для ткани, конец19в, Узбекистан, г.Самарканд.

14.  "Кайчи" - ножницы, Узбекистан. нач 20в.


15.  "Порты" - детские штаны, 2я полов. 19в, Вологодская губ, льняной холст.

      
16, 17.  Куклы,  2я полов. 19в, Европейская Россия.


Особую группу текстильных памятников представляют изделия, выполненные из клетчатой или полосатой ткани. Такая фактура достигалась за счет использования в процессе тканья нитей различных цветов. Чаще всего это было сочетание неокрашенных  (отбеленных) нитей с нитями различных оттенков индиго. Из этой ткани шили штаны (русские, белорусы, коми, чуваши и др.), рубахи (татары), верхнюю одежду (башкиры, узбеки, таджики). Полосатые ткани в полихромной цветовой гамме в прошлом были широко распространены на территории Средней Азии.

18.  Ступа с пестом - приспособление для ......?......
нач 20в, Казанская губ, чуваши.


19.  Корыто долбленое, нач 20в, Республика Коми, коми-зыряне.
и образцы ткачества,  конец19 - нач20в, Пермская губ, коми-пермяки, русские, льняная домотканина.


20.  "Чалбары"  -  штаны мужские, конец19-нач20в, Оренбургская губ, чуваши, конопляный холст.


21

22.  №2 - рубаха для девочки, конец19-нач20в, Пермская губ, татары-мишари, льняной холст, ситец.


23.  Рубаха женская,  конец19-нач20в, Пермская губ, татары-мишари, льняной холст, ситец.


24.  Рубаха девичья, конец19-нач20в, чуваши, конопляный холст, ситец, кумач.


25. "Шиба" - женский рабочий кафтан, конец19-нач20в, Пермская губ, башкиры, льняной холст.


26.  "Иштан" - мужск. штаны, конец 19в, узбеки.
"Яхтак" - мужск. халат, конец 19в,  узбеки, х/б ткань.

27.  Мешок,  конец 19-нач20в, Пермская губ, льняной холст.


При изготовлении одежды, обуви, аксессуаров в одном изделии могли сочетать разные материалы: домотканина, ткани фабричного производства, замша. Комбинируя различные по цвету и фактуре материалы с синим хлопчатобумажным, льняным или конопляным полотном, мастерицы создавали оригинальные орнаментальные композиции. Таким образом создавалось многообразие колористических, графических и технологических  построений.

28. Сверху - рубаха женская, конец19-нач20в, чуваши, конопляный холст, сатин, ситец.
29. №2 - "Илен" - мужск. подвенечный кафтан, Самарская губ, чуваши, лен, хлопок, кумач, позумент.



30. "Куинь-серго" женск. головн. убор, конец19-нач20в, Вятская губ, удмурты.
Рядом кукла, оттуда же, конец 19в. (к сожалению крупным планом совсем не получилась)



31.  №3 - шапочка охотника, нач 20в, Амурский край, нивхи.
№4 - воротник женский, 1я половина 20в, Хабаровский край, нанайцы.
№5 - обувь женская, Приморская обл, нанайцы, конец 19в.


32. Мужской рабоч. костюм, нач 20в, Хабаровский округ, нанайцы.


33.  №2 - жилет для мальчика, нач20в, Приморск. обл, нивхи.
№3 - наголенники, нач20в, Приморск. обл, нанайцы.
№4 - женск. головн. убор, нач20в, Приморск. край, нанайцы.


34.  Халат девичий, нач 20в, Приморск. обл, нивхи.


Полихромная вышивка шелк. или шерст. нитями по темно-синему полю выглядит очень декоративно. Этот орнаментальный прием не был широко распространенным. Локальная традиция этой вышивки представлена образцами женской одежды, головных уборов, деталей костюма. Подобный способ декорирования ткани в традиционной культуре вполне соотносим с популярной в 1970-1980-е гг вышивкой на джинсовой одежде.

35.  Платье невесты, сер19в,   Хорезмский оазис, каракалпаки, х/б холст, сукно, шёлк. нитки.


36.  №2-5 --- "Женгсе"  - нарукавники на верхнюю женскую праздничную одежду, конец 19в, Хорезмский оазис, каракалпаки.
№6 - "Унурше" - девичье нагрудное украшение, каракалпаки.


37.  №9 - "Сяпто" - наушники, Приморская обл, нанайцы.  
Рядом 2 шапочки - женск. головн. уборы "сорока", конец 20в, Тверская губ, льняной холст, шест. нитки.


38. Возможно это нарукавники, нач 20в, Дальневосточный край, нанайцы, х/б, шелковые нитки.


С начала 19 века набойный промысел получил в России широкое распространение. Набивные ткани широко использовались для крестьянской мужской (штаны, рубахи) и женской одежды (сарафаны, юбки, фартуки, платки), как подкладочный материал (например, для кафтанов), а также для изготовления различных предметов домашнего обихода (скатертей, занавесок, наматрасников). У многих народов складывались и развивались собственные традиции создания набойчатых тканей.

39. "Доски печатны"  - валики для нанесения узора, конц19-нач20в,
Коми-Пермяцкий нац. округ

40. Доски набойные, конец 19-нач20в, Республика Коми,  и образец набойки на ткани.
Образцы тканей.
    


42

43. №10  -  "Балак" - женские штаны, конец 19в, Туркмения, х/б и полушелковая ткань.


44. Сверху - мужская рубаха, 2я пол. 19в, Тульская губ, русские, льняной холст.
и "Китаечник" - женск. верх. одежда, конец 20в, Псковская губ, льняной холст, ситец, сатин.


 46
45. 2 женск. сарафана, а  рядом (46) - рубаха и сарафан женщины пожилого возраста, Пермская губ, коми-пермяки, льняной холст, кумач,  конец19-нач20в,  

47. справа - "Запон" - передник (? почему передник, если это целое платье:))) 2я половина 19в, Тамбовская губ, русские, льняной холст.
Сверху "китаечник"


48. "Сорока" с "кудрями" - женск. головной убор, нач 20 в, Рязанская губ, льняной холст, береста.


49. К этому не обнаружила подписей. 
Очень красивая вышивка, хоть и мутно получилось, но схемы узоров вобщем-то понятны.

50

51

52

53

А этот текст мне перепечатывать уже лениво.



Добавила фотки на тему индиго-тканей из постоянно действующей экспозии музея, из какого-то другого зала.
54

55

56

57

58

59

60
 
Tags: Россия, национальный костюм, окраска тканей
Subscribe

  • 13й век

    Уважаемые сообщницы и сообщники! особенно те, кто про Тринаху... У меня тут возникла некоторая срочная необходимость пошиться к фестивалю, а…

  • Исторический фестиваль «Ritter Weg» 2016

    25 июня в Подмосковье пройдет фестиваль Европейского Средневековья «Ritter Weg». Над Ратоборским полем прогремит клич герольда: «Оруэ! Оруэ!…

  • Средневековый торжественный наряд

    Уважаемые сообщники! Помогите с ссылками на исторические торжественные костюмы средневековой Европы (преимущественно Германии, но это не обязательно)…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments

  • 13й век

    Уважаемые сообщницы и сообщники! особенно те, кто про Тринаху... У меня тут возникла некоторая срочная необходимость пошиться к фестивалю, а…

  • Исторический фестиваль «Ritter Weg» 2016

    25 июня в Подмосковье пройдет фестиваль Европейского Средневековья «Ritter Weg». Над Ратоборским полем прогремит клич герольда: «Оруэ! Оруэ!…

  • Средневековый торжественный наряд

    Уважаемые сообщники! Помогите с ссылками на исторические торжественные костюмы средневековой Европы (преимущественно Германии, но это не обязательно)…