Сова (eule_eule) wrote in costume_history,
Сова
eule_eule
costume_history

Category:
В своих поисках подробностей о женском испанском платье 16 века, набрела я на один текст, в которым содержится изрядный кусок интересных мне подробностей. Если кому еще интересно, читайте:

В середине XVI столетия испанский женский костюм приобретает
законченную классическую форму, который затем изменяется только лишь в
незначительных деталях и сохраняется вплоть до 20-х годов XVII века. Именно
он и оказал влияние на дворянский костюм всех западноевропейских стран,
начиная с середины XVI века и послужили основой для образования форм
женского европейского костюма позднего феодализма.
На него же в свою очередь повлияла женитьба Филиппа II на дочери
Генриха II Французского, Елизавете (1559 г.). Молодая и красивая Елизавета
вместе со своей сестрой Маргаритой были законодательницами моды при
французском дворе. В Испании ей пришлось отказаться от этой роли, так как
там покрой одежды был установлен придворным этикетом и не мог быть изменен
по личному желанию. Чтобы вознаградить себя за это непривычное неудобство,
Елизавета старалась всячески разнообразить отделку своих нарядов и никогда
не надевала платья, каким бы дорогим оно ни было, более одного раза.
Впрочем, лично ей Филипп позволял некоторые отступления от этикета.
Например, он согласился с тем, что для встречи со своей матерью ( в 1565
г.) она приказала изготовить себе туалет по собственному фасону, но
потребовал, чтобы сопровождающие ее кавалеры и дамы были одеты согласно
установленным правилам. Не без косвенного участия Елизаветы Филиппом было
издано постановление, вновь разрешавшее женщинам носить украшения и богатые
уборы. Елизавета и в Испании проявила себя законодательницей мод, особенно
в отношении роскошной отделки туалета. Ее платье, головной убор, башмаки и
все прочие части одежды были покрыты украшениями из золота, жемчуга,
драгоценных камней и т. п., что видно на ее миниатюрном портрете. Все ее
украшения, как и шейные цепочки, пояса, кольца и прочие вещи превосходной
работы, были сделаны в стиле Возрождения.
Классический испанский женский костюм до предела обострял все те
черты «футлярности», которые начали складываться еще во второй половине XV
века. Даже минуя литературные источники, основываясь лишь на
изобразительном материале, можно сказать, что испанское понимание женской
красоты было далеким от итальянского или французского. Классической
правильности черт предпочитали своеобразие и живость выражения лица.
Официальный придворный костюм отразил национальную особенность понимания
женской красоты.
Узкий лиф стягивал фигуру спускался спереди острым углом и делал ее
плоской, узкая в бедрах юбка или обрисовывала бедра, расширяясь книзу, или
повторяла слегка расширенную форму «vertugados». Высокий стоячий воротник
делал расстояние между конечными точками лифа настолько большим, что ему
больше зрительно увеличивало рост. Верхние рукава платья, жесткие, не
допускающие складок, имели четкую конфигурацию и были также несгибаемыми. И
чтобы сохранить эту форму, делали разрез на уровне локтя и через тот разрез
просовывали руку в узком рукаве котт.
Только в лице и кистях рук сосредотачивается весь трепет жизни. Все
остальное скрыто, заковано в негнущуюся броню костюма. Естественно, что в
таком костюме жесты должны быть рассчитаны, потому что каждое движение руки
на фоне общей статичности фигуры особенно заметно иногда может быть даже
слишком красноречиво, а по этикету никто из членов королевской семьи, никто
из придворных не должен был нарушать своими эмоциями строгую чопорность
дворцовой жизни.
В пределах установившегося типа костюма существовало несколько
вариантов, каждый вариант – это новое оформление лифа. В портрете Марии
Австрийской (старшей дочери Карла V) работы Санчо Коэльо лиф платья имеет
отворот и открывает застегнутый спереди котт с высоким стоячим воротником и
маленькой горгерой. Этот лиф имеет сходство с мужским хубоном и часто
встречается на портретах второй половины XVI - начала XVII вв. Во всех
вариантах юбку уже не делают распашной, но имитируют застежку. В Испании
существует мода на своеобразное оформление застежки - шнуровку, широко
распространенную в эпоху средневековья. Пунтасы на женском испанском
костюме XVI в. является отличительной особенностью ее декоративной стороны.
Они украшают и рукава на портрете Марии Австрийской (Антонио Моро «Портрет
Марии Австрийской»), на платье, в котором еще сохранились элементы
переходного периода. Их мы видим и на Изабелле де Валуа (Антонио Моро
«Портрет Изабеллы де Валуа»), третьей жене Филиппа II, которая, по
свидетельству современников, одевалась всегда по испанской моде, а также и
на более поздних портретах.
Декор испанского женского костюма XVI в. связан с его конструктивной
стороной. Не смотря на роскошь королевских костюмов в них еще нет
чрезмерной перегрузки украшениями. Испанским костюмам того времени
свойственна не только жесткость и сухость, но и ясность конструкции,
которая позже была утрачена в женском придворном костюме, но сохранилась в
повседневной одежде различных слоев городского населения.
Вышивка украшала центр переда на юбке, имитируя застежку, низ юбки,
прорезы рукавов. Драгоценности в виде отдельных ювелирных розеток
подчеркивали некоторые конструктивные линии на лифе. При высоком воротнике
с горгерой прическа, естественно, была гладкой, ее украшал или маленький
бархатный берет, как у Изабеллы де Валуа, или заколка, расшитая жемчугом,
как у Марии Австрийской, или маленький высокий ток. Все эти головные уборы
были отделаны драгоценными камнями или небольшим страусовым пером.


Или здесь: http://onlinereferat.ru/online/43/18294.html
Tags: 16 век, Испания
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments